Свято-троицкий селенгинский монастырь. Свято-троицкий селенгинский мужской монастырь в бурятии Троицко селенгинский мужской монастырь в контакте
В 1681 году по благословению Патриарха Иоакима и всего Освященного Собора Русской Православной Церкви и по решению царя Феодора Алексеевича в Забайкалье была направлена первая православная миссия, в современной литературе обыкновенно именуемая Даурской миссией. Цель миссионеров, "людей духовных... добрых и учительных", определена была Собором следующим образом: "Приехав в Дауры (то есть Забайкалье. - Прим. авт.), в Селенгинском и в иных даурских городах и острожках иноверцев всяких вере к истинной православной христианской призывать, поучая от Божественных Писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и приводить к тому иноверцев, без тщеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления... чтобы от каких слов... иноземцев чем не отлучить, а святого дела не отвратить". Царь особо оговаривал необходимость развития противораскольнической деятельности. В то время старообрядцы, убегая из областей центральной России "в пустынь", порой опережали православное духовенство и мирян.
Примечательно, что Собор Русской Православной Церкви, а с ним и государь Феодор Алексеевич, предписывали относиться к людям, живущим на недавно включенных в состав России землях, как к своим братьям, отвергая всякую попытку насилия в деле евангельской проповеди. Возглавил Даурскую миссию, в составе которой было двенадцать человек, игумен Феодосий, один из основателей Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря, человек высокодуховной жизни. Кроме него в Забайкалье отправились иеромонах (впоследствии игумен) Макарий, иеродиакон (впоследствии архимандрит) Мисаил, иеромонах Серафим, два иеромонаха Иосифа, иеродиакон Трифиллий, монашествующие Зосима, Иона, Тихон, Филарет, Иоасаф. Первые миссионеры, призванные благовествовать жителям Забайкалья истинную православную веру, получили от государя и царицы богатые дары, среди которых, вероятно, наибольшую ценность представлял святой крест "сребропозлащенный" с частицами Животворящего древа Креста Господня и мощами многих святых. Также в дар Даурской миссии были преподнесены драгоценные ризы, богато украшенное Евангелие и многое другое. Миссионерам было велено основать на Селенге, в том месте, которое они сами сочтут удобным, монастырь во славу Живоначальной Троицы.
11 мая 1681 года на левом берегу Селенги у речки Пьяной (прозванной так за ее извилистое течение) был основан Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Место было выбрано отнюдь не случайно: ранее здесь уже существовала православная монашеская обитель. По имеющимся сведениям, так называемый старый Свято-Троицкий монастырь был основан еще в первой половине XVII века бывшими служилыми людьми, искавшими монашеского подвига. Существовал ли этот монастырь к моменту прибытия миссии или же пришел в запустение, как полагают некоторые исследователи, - неясно; тем не менее можно с уверенностью утверждать, что Свято-Троицкий Селенгинский монастырь является старейшей православной монашеской обителью к востоку от Байкала.
Основанный по благословению самого Патриарха и являвшийся резиденцией главы Даурской духовной миссии, Свято-Троицкий монастырь на протяжении длительного времени подчинялся непосредственно митрополиту Тобольскому. В последующем, по мнению ряда историков, он не находился в ведении Иркутской епархии и оставался на особом положении, напоминавшем ставропигию (вплоть до конца XVIII века). Такое привилегированное положение обители в значительной степени объяснялось ее тесной связью с Духовной миссией в Китае, которая одновременно выполняла также и дипломатические функции.
Служение первых православных миссионеров на Забайкальской земле отнюдь не было легким. В монастырском синодике, на основании которого были восстановлены имена членов Даурской миссии, иеромонах Серафим и монах Иоасаф значатся убиенными. Мы не можем, конечно, точно сказать, где и при каких обстоятельствах они погибли, однако вполне возможно, что отец Серафим и отец Иоасаф были мучениками, пострадавшими Христа ради от рук язычников. Ныне это знает только Бог!
Основой монастырского хозяйства, с необходимостью устройства которого братия столкнулась сразу по прибытии в Забайкалье, стали богатые природные ресурсы, и прежде всего байкальская рыба. Рыболовные угодья на Байкале тогда уже были известны русским людям, однако до прибытия сюда членов Даурской миссии никто на них свои права не заявлял, и потому с момента основания монастыря и до его разгрома, начавшегося после октябрьского переворота, байкальская рыба была одним из основных источников материальных средств для монашествующей братии. Кроме того, земли вокруг монастыря были свободными, что создавало возможность для развития земледелия, столь необходимого тогда Забайкалью.
Разгрузка кирпича для келейного корпуса с наместником обители отцом Алексием. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
Игумен Феодосий пробыл в Забайкалье около десяти лет, однако его служение, пусть и не слишком продолжительное в сравнении с трудами других миссионеров, принесло обильные плоды. В Троицком монастыре на Селенге была достаточно крепкая монашеская братия, и ее миссионерская деятельность, осуществлявшаяся под его руководством, была вполне успешной. Период с последней четверти XVII века, или прибытия Даурской миссии в Забайкалье, и примерно до 1730 года считается наиболее успешным для православных миссионеров в Забайкалье. Государство тогда еще старалось способствовать развитию православной миссии, и многие монголы (или, если выражаться более точно, бурято-монголы), в то время исповедовавшие почти исключительно шаманизм, переходили в Православие. Деятельность Даурской миссии была очень обширной. В то время, при наличии очень слабых связей со всеми государственными и церковными центрами, а равно и при отсутствии институтов церковного и государственного управления на недавно присоединенных забайкальских землях, миссия стала единственным органом церковной власти в Забайкалье. Помимо собственно миссионерской деятельности было необходимо надзирать за открытыми и открывающимися приходами, искать подходящих для рукоположения во священников лиц, так как нехватка священнослужителей была очень велика, а также противодействовать усиливавшемуся влиянию старообрядцев. Необходимо было также окормлять недавно созданные монастыри. Кроме Свято-Троицкого Селенгинского в то время существовал уже и монастырь в Нерчинске - во имя Успения Божией Матери. Наконец развивалась и Свято-Никольская Посольская обитель - подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, основанное на месте гибели русского посольства, отправленного к монголам и подвергнувшегося вероломному нападению с их стороны в 1651 году. Территория, на которой игумену Феодосию было благословлено "ведать церковные дела и догматы", была весьма велика.
После игумена Феодосия настоятелем Свято-Троицкого Селенгинского монастыря стал отец Мисаил (Трусов) - один из уникальнейших церковных деятелей Забайкалья. Будучи "закащиком" Даурской десятины (то есть благочинным Забайкальского благочиния, по нынешней терминологии), он наблюдал за церковными делами на огромной территории, равной по площади нескольким европейским государствам (примерно территория трех Германий). Круг его обязанностей был самым широким: миссионерство, наблюдение за порядком в церквях, подбор ставленников во священники и т. п. Служение почти постоянно проходило в дороге.
О высоте духовной жизни отца Мисаила (возведенного впоследствии в сан архимандрита) говорит то, что он, по имеющимся сведениям, был духовником святителя Иннокентия (Кульчицкого, + 1731 г.), впоследствии епископа Иркутского. Будучи назначен епископом для Духовной миссии в Китае, святитель Иннокентий не был пропущен маньчжурскими властями на китайскую территорию. Около пяти лет вынужденного ожидания он провел в Свято-Троицком Селенгинском монастыре, после чего был назначен на только что учрежденную Иркутскую кафедру.
Архимандрит Мисаил, один из "братов", прибывших с миссионерской целью в Забайкалье, долгое время не мог добиться того, чтобы его отпустили на покой. И лишь когда ему исполнилось 106 лет, его прошение было удовлетворено. Остаток дней он провел, вероятно, в Свято-Троицком Селенгинском монастыре.
XVIII век стал временем расцвета монастыря. Именно тогда в нем были возведены первые каменные храмы, некоторые из которых, хотя лишь отчасти, сохранились и до настоящего времени. В 1785 году был построен новый Свято-Троицкий собор, а уже в XIX столетии началась постепенная масштабная перестройка обители: строились каменные корпуса, возводилась новая каменная ограда. Государство уделяло огромное внимание обители как своеобразной "базе снабжения" Духовной миссии в Китае. Именно поэтому владения Свято-Троицкого монастыря (как, впрочем, и располагавшегося неподалеку Посольского) были в значительной мере избавлены от секулярного грабежа как при Петре I, так и при Екатерине II. При этом, однако, необходимо отметить, что миссионерская деятельность в "просвещенный век" почти совершенно прекратилась прямым запретом из Петербурга. Мотивировка была политическая: дабы не раздражать Китай.
В XIX столетии православное миссионерство в Забайкалье вновь оживает, однако теперь центром новой миссии, именуемой теперь уже Забайкальской, стал Спасо-Преображенский Посольский монастырь. Бывшее подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря - Посольская обитель стала к этому времени уже одним из самых развитых забайкальских монастырей (что, среди прочего, было вызвано и его особым положением на пересечении транспортных путей из Прибайкалья в Забайкалье и далее). Тем не менее викарные епископы, возглавлявшие миссию, имели титул Селенгинских. Обитель продолжала действовать до 1920 года. История ее закрытия не вполне ясна; известно лишь, что после ликвидации монастыря какое-то время Свято-Троицкий храм продолжал действовать как приходской (закрыт, судя по имеющимся данным, в конце 20-х гг.) После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года, после чего ее сменила психиатрическая больница, остававшаяся там де-факто до 2005 года.
В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Это помогло сохранить то, что к тому моменту еще не было разрушено. И лишь в середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками.
25 декабря 2000 года президент Республики Бурятии подписал распоряжение о переводе психиатрической лечебницы за пределы монастырского комплекса. Решение это выполнялось на протяжении пяти лет; постепенно один за другим передавались монастырские здания в ведение Забайкальской епархии. Охраняли и поддерживали в порядке их послушники, посылавшиеся для этой цели из Посольского Спасо-Преображенского монастыря, возрожденного в апреле 2000 года.
Осенью 2005 года в Свято-Троицкий монастырь прибыл иеромонах Николай (Кривенко), ранее бывший наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Он принимал оставшиеся здания монастырского комплекса до июля 2006 года, когда указом правящего архиерея Читинской и Забайкальской епархии епископа Евстафия исполняющим обязанности наместника был назначен иеромонах Алексий (Ермолаев). Это событие стало значимой вехой в истории обители: впервые после разорения монастыря в 20-х гг. прошлого века в нем появилась собственная братия и свой наместник (до этого временно проживавшие в нем послушники были приписаны к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю).
Осень 2005 года также была отмечена очень важным событием: святитель Иннокентий Иркутский вновь посетил обитель, в которой некогда провел несколько лет земной жизни. Его святые мощи были привезены в возрождающийся монастырь, что стало великим утешением для братии и паломников обители.
26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить старейший монастырь на восточном берегу Байкала - Свято-Троицкую Селенгинскую обитель.
В настоящий момент силами братии, пока еще относительно немногочисленной (один иеромонах-наместник о. Алексий (Ермолаев), один иеродиакон да полтора десятка послушников), возрождается в обители монашеская жизнь. С первого августа 2006 года совершается полный круг богослужений, ежедневно совершаются крестные ходы вокруг монастыря. А 27 августа впервые за более чем восемьдесят лет в стенах обители были крещены полным погружением семь человек.
Главный храм обители - Свято-Троицкий, который пребывал в крайнем запустении, милостью Божией и благодаря самоотверженным трудам братии и помощи доброжелателей монастыря удалось отремонтировать к празднику усекновения главы святого Иоанна Предтечи (11 сентября), как и планировалось. В этот же день состоялся крестный ход от обители к располагающейся неподалеку горе (в семи километрах от монастыря), где некогда был явлен чудотворный образ святого Иоанна Предтечи. Традиция этого крестного хода имеет двухсотлетнюю историю, и его возрождение стало также видимым символом воскресения старейшего забайкальского монастыря.
Однако нерешенными остаются еще очень многие проблемы. Большинство монастырских зданий сильно пострадало за время советского хозяйствования. В срочной реставрации нуждается Михайло-Архангельский надвратный монастырский храм. Необходимо продолжение реставрационных работ и в Свято-Троицкой церкви. И если в ближайшее время они не будут проведены, то мы рискуем навсегда утерять и храмы обители, и те памятники архитектуры, которые есть в ее пределах.
Кроме того, в негодность пришли и те новостройки, которые использовались психиатрической больницей. Вся территория монастыря изрыта помойными и выгребными ямами; к тому же существует нужда и в дезинфекционных работах, так как пациентами больницы были туберкулезные больные. Есть также множество нерешенных хозяйственно-административных вопросов.
Остается надеяться, что по милости Божией общественность Забайкалья и всей России отнесется со вниманием к нуждам одного из старейших монастырей на востоке нашего отечества.
http://www.pravoslavie.ru/put/070702113452
Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник - иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.
Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.
Административное, культурное и духовно-нравственное значение обители с самого времени её создания для развития края было во многом определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Например: прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал, крестник Петра I; будущий император России цесаревич Николай II Александрович; в обители принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский чудотворец. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири епископ Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием.
В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.
С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.
26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь. Совершаются полный круг суточного богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей.
Три раза в год (7 июня, 7 июля, 11 сентября) организуется многочисленный Крестный ход от обители до села Ильинка (12 км) на Иоаннову гору к месту чудотворного явления иконы Иоанна Предтечи. Кроме того, братия монастыря духовно окормляют православные общины сел Татаурово, Ильинка, Таловка и других.
Несколько тысяч человек в течении года посещают древнюю обитель в поисках благодати и духовной помощи. К сожалению, в настоящее время, в монастыре отсутствуют возможности для размещения паломников и предоставления им достойных бытовых условий. Мужчины размещаются в гостевых кельях, а женщины, по причине запрета на проживание женщин на территории мужского монастыря, располагаются в частном доме за границами территории обители.
Лучшим вариантом размещения гостей нам видится строительство Постоялого двора, где приезжие могли бы безвозмездно останавливаться на несколько суток, иметь возможность принять душ и отдохнуть в уютных номерах. В собственности монастыря уже есть земельный участок, удачно расположенный прямо напротив главных монастырских ворот, где будет возведено здание Постоялого двора и оформлен проект будущего здания.
Но для строительства необходимо приобрести строительные материалы на сумму полтора миллиона рублей. Для этого был запущен проект по сбору средств. Просим вас поддержать это доброе начинание .
Все, поддержавшие проект, обязательно будут внесены в список благотворителей Свято-Троицкого селенгинского мужского монастыря.
Братия Свято-Троицкого Селенгинского монастыря
Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь - мужской православный монастырь. Находится в селе Троицкое, Прибайкальского района Бурятии . Расстояние до Улан-Удэ 81 км.
История
Стены монастыря. Фото: Аркадий Зарубин
На территории монастыря. 2012 год. Фото: Аркадий Зарубин
Церковь. 2012 год. Фото: Аркадий Зарубин
Этот монастырь является первым в Забайкалье . Находится на берегу реки Селенга .
До монастыря, в 1675 году были построены Нерчинскими служилыми людьми Никольская церковь и монастырское строение. Они находились в заимке «Средняя» селенгинских казаков . 11 мая 1681 года здесь начали строить новый монастырь, который назвали Троицко-Селенгинский монастырь.
В начале XVIII века монастырь был крупным хозяйственным центром Забайкалья. Ему принадлежало 1500 десятин земли, земли по берегу Байкала , в низовьях Селенги, её притоков. В 1723 году к монастырю было приписано 5 деревень: Темлюй, Буй, Куналей, Елань, Хилоцкая слобода, с общим числом в 84 двора .
В 1920 году монастырь был советской властью закрыт. В советское время здесь располагалась колония для преступников, а потом 70-т лет психиатрическая больница.
Возрождение. Современная жизнь
С 2005 года на территории больницы стали селиться в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года больница окончательно съехала.
26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря.
Памятники архитектуры
В 1681 году по благословению Патриарха Иоакима и всего Освященного Собора Русской Православной Церкви и по решению царя Феодора Алексеевича в Забайкалье была направлена первая православная миссия, в современной литературе обыкновенно именуемая Даурской миссией. Цель миссионеров, «людей духовных… добрых и учительных», определена была Собором следующим образом: «Приехав в Дауры, в Селенгинском и в иных даурских городах и острожках иноверцев всяких вере к истинной православной христианской призывать, поучая от Божественных Писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и приводить к тому иноверцев, без тщеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления… чтобы от каких слов… иноземцев чем не отлучить, а святого дела не отвратить». Царь особо оговаривал необходимость развития противораскольнической деятельности. В то время старообрядцы, убегая из областей центральной России «в пустынь», порой опережали православное духовенство и мирян.
Примечательно, что Собор Русской Православной Церкви, а с ним и государь Феодор Алексеевич, предписывали относиться к людям, живущим на недавно включенных в состав России землях, как к своим братьям, отвергая всякую попытку насилия в деле евангельской проповеди. Возглавил Даурскую миссию, в составе которой было двенадцать человек, игумен Феодосий, один из основателей Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря, человек высокодуховной жизни. Кроме него в Забайкалье отправились иеромонах (впоследствии игумен) Макарий, иеродиакон (впоследствии архимандрит) Мисаил, иеромонах Серафим, два иеромонаха Иосифа, иеродиакон Трифиллий, монашествующие Зосима, Иона, Тихон, Филарет, Иоасаф. Первые миссионеры, призванные благовествовать жителям Забайкалья истинную православную веру, получили от государя и царицы богатые дары, среди которых, вероятно, наибольшую ценность представлял святой крест «сребропозлащенный» с частицами Животворящего древа Креста Господня и мощами многих святых. Также в дар Даурской миссии были преподнесены драгоценные ризы, богато украшенное Евангелие и многое другое. Миссионерам было велено основать на Селенге, в том месте, которое они сами сочтут удобным, монастырь во славу Живоначальной Троицы.
11 мая 1681 года на левом берегу Селенги у речки Пьяной (прозванной так за ее извилистое течение) был основан Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Место было выбрано отнюдь не случайно: ранее здесь уже существовала православная монашеская обитель. По имеющимся сведениям, так называемый старый Свято-Троицкий монастырь был основан еще в первой половине XVII века бывшими служилыми людьми, искавшими монашеского подвига. Существовал ли этот монастырь к моменту прибытия миссии или же пришел в запустение, как полагают некоторые исследователи, – неясно; тем не менее можно с уверенностью утверждать, что Свято-Троицкий Селенгинский монастырь является старейшей православной монашеской обителью к востоку от Байкала.
Основанный по благословению самого Патриарха и являвшийся резиденцией главы Даурской духовной миссии, Свято-Троицкий монастырь на протяжении длительного времени подчинялся непосредственно митрополиту Тобольскому. В последующем, по мнению ряда историков, он не находился в ведении Иркутской епархии и оставался на особом положении, напоминавшем ставропигию (вплоть до конца XVIII века). Такое привилегированное положение обители в значительной степени объяснялось ее тесной связью с Духовной миссией в Китае, которая одновременно выполняла также и дипломатические функции.
Служение первых православных миссионеров на Забайкальской земле отнюдь не было легким. В монастырском синодике, на основании которого были восстановлены имена членов Даурской миссии, иеромонах Серафим и монах Иоасаф значатся убиенными. Мы не можем, конечно, точно сказать, где и при каких обстоятельствах они погибли, однако вполне возможно, что отец Серафим и отец Иоасаф были мучениками, пострадавшими Христа ради от рук язычников. Ныне это знает только Бог!
Основой монастырского хозяйства, с необходимостью устройства которого братия столкнулась сразу по прибытии в Забайкалье, стали богатые природные ресурсы, и прежде всего байкальская рыба. Рыболовные угодья на Байкале тогда уже были известны русским людям, однако до прибытия сюда членов Даурской миссии никто на них свои права не заявлял, и потому с момента основания монастыря и до его разгрома, начавшегося после октябрьского переворота, байкальская рыба была одним из основных источников материальных средств для монашествующей братии. Кроме того, земли вокруг монастыря были свободными, что создавало возможность для развития земледелия, столь необходимого тогда Забайкалью.
Игумен Феодосий пробыл в Забайкалье около десяти лет, однако его служение, пусть и не слишком продолжительное в сравнении с трудами других миссионеров, принесло обильные плоды. В Троицком монастыре на Селенге была достаточно крепкая монашеская братия, и ее миссионерская деятельность, осуществлявшаяся под его руководством, была вполне успешной. Период с последней четверти XVII века, или прибытия Даурской миссии в Забайкалье, и примерно до 1730 года считается наиболее успешным для православных миссионеров в Забайкалье. Государство тогда еще старалось способствовать развитию православной миссии, и многие монголы (или, если выражаться более точно, бурято-монголы), в то время исповедовавшие почти исключительно шаманизм, переходили в Православие. Деятельность Даурской миссии была очень обширной. В то время, при наличии очень слабых связей со всеми государственными и церковными центрами, а равно и при отсутствии институтов церковного и государственного управления на недавно присоединенных забайкальских землях, миссия стала единственным органом церковной власти в Забайкалье. Помимо собственно миссионерской деятельности было необходимо надзирать за открытыми и открывающимися приходами, искать подходящих для рукоположения во священников лиц, так как нехватка священнослужителей была очень велика, а также противодействовать усиливавшемуся влиянию старообрядцев. Необходимо было также окормлять недавно созданные монастыри. Кроме Свято-Троицкого Селенгинского в то время существовал уже и монастырь в Нерчинске – во имя Успения Божией Матери. Наконец развивалась и Свято-Никольская Посольская обитель – подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, основанное на месте гибели русского посольства, отправленного к монголам и подвергнувшегося вероломному нападению с их стороны в 1651 году. Территория, на которой игумену Феодосию было благословлено «ведать церковные дела и догматы», была весьма велика.
После игумена Феодосия настоятелем Свято-Троицкого Селенгинского монастыря стал отец Мисаил (Трусов) – один из уникальнейших церковных деятелей Забайкалья. Будучи «закащиком» Даурской десятины (то есть благочинным Забайкальского благочиния, по нынешней терминологии), он наблюдал за церковными делами на огромной территории, равной по площади нескольким европейским государствам (примерно территория трех Германий). Круг его обязанностей был самым широким: миссионерство, наблюдение за порядком в церквях, подбор ставленников во священники и т. п. Служение почти постоянно проходило в дороге.
О высоте духовной жизни отца Мисаила (возведенного впоследствии в сан архимандрита) говорит то, что он, по имеющимся сведениям, был духовником святителя Иннокентия (Кульчицкого, + 1731 г.), впоследствии епископа Иркутского. Будучи назначен епископом для Духовной миссии в Китае, святитель Иннокентий не был пропущен маньчжурскими властями на китайскую территорию. Около пяти лет вынужденного ожидания он провел в Свято-Троицком Селенгинском монастыре, после чего был назначен на только что учрежденную Иркутскую кафедру.
Архимандрит Мисаил, один из «братов», прибывших с миссионерской целью в Забайкалье, долгое время не мог добиться того, чтобы его отпустили на покой. И лишь когда ему исполнилось 106 лет, его прошение было удовлетворено. Остаток дней он провел, вероятно, в Свято-Троицком Селенгинском монастыре.
XVIII век стал временем расцвета монастыря. Именно тогда в нем были возведены первые каменные храмы, некоторые из которых, хотя лишь отчасти, сохранились и до настоящего времени. В 1785 году был построен новый Свято-Троицкий собор, а уже в XIX столетии началась постепенная масштабная перестройка обители: строились каменные корпуса, возводилась новая каменная ограда. Государство уделяло огромное внимание обители как своеобразной «базе снабжения» Духовной миссии в Китае. Именно поэтому владения Свято-Троицкого монастыря (как, впрочем, и располагавшегося неподалеку Посольского) были в значительной мере избавлены от секулярного грабежа как при Петре I, так и при Екатерине II. При этом, однако, необходимо отметить, что миссионерская деятельность в «просвещенный век» почти совершенно прекратилась прямым запретом из Петербурга. Мотивировка была политическая: дабы не раздражать Китай.
В XIX столетии православное миссионерство в Забайкалье вновь оживает, однако теперь центром новой миссии, именуемой теперь уже Забайкальской, стал Спасо-Преображенский Посольский монастырь. Бывшее подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря – Посольская обитель стала к этому времени уже одним из самых развитых забайкальских монастырей (что, среди прочего, было вызвано и его особым положением на пересечении транспортных путей из Прибайкалья в Забайкалье и далее). Тем не менее викарные епископы, возглавлявшие миссию, имели титул Селенгинских. Обитель продолжала действовать до 1920 года. История ее закрытия не вполне ясна; известно лишь, что после ликвидации монастыря какое-то время Свято-Троицкий храм продолжал действовать как приходской (закрыт, судя по имеющимся данным, в конце 20-х гг.) После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года, после чего ее сменила психиатрическая больница, остававшаяся там де-факто до 2005 года.
В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Это помогло сохранить то, что к тому моменту еще не было разрушено. И лишь в середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками.
25 декабря 2000 года президент Республики Бурятии подписал распоряжение о переводе психиатрической лечебницы за пределы монастырского комплекса. Решение это выполнялось на протяжении пяти лет; постепенно один за другим передавались монастырские здания в ведение Забайкальской епархии. Охраняли и поддерживали в порядке их послушники, посылавшиеся для этой цели из Посольского Спасо-Преображенского монастыря, возрожденного в апреле 2000 года.
Осенью 2005 года в Свято-Троицкий монастырь прибыл иеромонах Николай (Кривенко), ранее бывший наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Он принимал оставшиеся здания монастырского комплекса до июля 2006 года, когда указом правящего архиерея Читинской и Забайкальской епархии епископа Евстафия исполняющим обязанности наместника был назначен иеромонах Алексий (Ермолаев). Это событие стало значимой вехой в истории обители: впервые после разорения монастыря в 20-х гг. прошлого века в нем появилась собственная братия и свой наместник (до этого временно проживавшие в нем послушники были приписаны к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю).
Осень 2005 года также была отмечена очень важным событием: святитель Иннокентий Иркутский вновь посетил обитель, в которой некогда провел несколько лет земной жизни. Его святые мощи были привезены в возрождающийся монастырь, что стало великим утешением для братии и паломников обители.
26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить старейший монастырь на восточном берегу Байкала – Свято-Троицкую Селенгинскую обитель.
В настоящий момент силами братии, пока еще относительно немногочисленной (один иеромонах-наместник о. Алексий (Ермолаев), один иеродиакон да полтора десятка послушников), возрождается в обители монашеская жизнь. С первого августа 2006 года совершается полный круг богослужений, ежедневно совершаются крестные ходы вокруг монастыря. А 27 августа впервые за более чем восемьдесят лет в стенах обители были крещены полным погружением семь человек.
Главный храм обители – Свято-Троицкий, который пребывал в крайнем запустении, милостью Божией и благодаря самоотверженным трудам братии и помощи доброжелателей монастыря удалось отремонтировать к празднику усекновения главы святого Иоанна Предтечи (11 сентября), как и планировалось. В этот же день состоялся крестный ход от обители к располагающейся неподалеку горе (в семи километрах от монастыря), где некогда был явлен чудотворный образ святого Иоанна Предтечи. Традиция этого крестного хода имеет двухсотлетнюю историю, и его возрождение стало также видимым символом воскресения старейшего забайкальского монастыря.
Однако нерешенными остаются еще очень многие проблемы. Большинство монастырских зданий сильно пострадало за время советского хозяйствования. В срочной реставрации нуждается Михайло-Архангельский надвратный монастырский храм. Необходимо продолжение реставрационных работ и в Свято-Троицкой церкви. И если в ближайшее время они не будут проведены, то мы рискуем навсегда утерять и храмы обители, и те памятники архитектуры, которые есть в ее пределах.
Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был основан по указу царя Федора Алексеевича членами Даурской духовной миссии 1681 года.
Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0Глава Миссии игумен Феодосий, иеромонах Макарий и с ними 10 монахов, основав в 1683 г. на месте старого монастырского строения (построенного ранее Нерчинскими казаками) обитель, уже в 1684 г. возвели первый монастырский храм во имя Святой Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития монастыря, в нем были воздвигнуты храмы святого Архистратига Михаила, Всех Святых, святого Николая Чудотворца.
Задачи и значение монастыря
Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России.
Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял из себя мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными.
Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0
Административное, культурное и нравственное значение обители для истории края было определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с ВОстока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени.
Знаменитости в стенах монастыря
Его посещали многие выдающиеся религиозные деятели, например: прадед А.С. Пушкина — А. П. Ганнибал, крестник Петра I, будущий император России цесаревич Николай II Александрович, подаривший обители"сребропозлащенный" напрестольный крест.
Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0
В Троицком монастыре долгое время проживал великий духовный светильник Сибири Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители, по преданию, сохранился источник, освященный святителем.
Закрытие обители
В 1920 г. монастырь был закрыт. В советское время здесь в начале располагалась колония, а позже психиатрическая больница.
Возрождение обители
В наши дни начато возрождение обители, возвращен весь комплекс монастырских строений. Регулярно совершаются богослужения, церковные Таинства, Крестный ход. Налаживается уклад монашеской жизни.
Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0
Прими участие
Все желающие приглашаются принять участие в возрождении одного из древнейших монастырей Сибири.