Светицховели мцхета описание. Светицховели — древняя святыня и духовный центр Грузии. Как доехать до монастыря Джвари
Монументальный кафедральный Собор Светицховели находится на территории древней столицы Грузии Мцхеты. Он является символом духа грузинского православия, местом крещения, погребения грузинских царей.
История собора Светицховели
Кафедральный собор был выбран местом крещения первого христианского грузинского царя Мириана благодаря преданию о нахождении под храмом Хитона Иисуса Христа.
Интересный факт. Легенда гласит, что мцхетские евреи раввин Элиоз с братом Лонгинозом протестовали против несправедливости Синедриона. Во время распятия Христа они забрали с собой его хитон. Доставив хитон в Грузию, они передали его на хранение своей глубоко верующей сестре Сидонии. Потрясенная вестью о гибели Христа, она предрекла гибель Израиля, а затем умерла. Никто не смог взять зажатый в её руках хитон. Сидония была погребена вместе со святой реликвией.
Выросший на её могиле могучий кедр обладал целебными свойствами и почитался как божественное чудо. Через 300 лет в Иверию пришла святая просветительница Нино Каппадокийская для поклона животворящей реликвии. Нино выступила с мольбой соорудить на этом месте храм. Царь Мириан приказал из кедрового дерева вырубить несколько деревянных колонн.
Один столб начал источать благоухающее миро и получил название «Животворящий столп», что по-грузински звучит «Светицховели». Человеческих сил не было достаточно, чтобы его установить. Чудесным образом он сам установился по центру сооружения.
По вопросу, в каком веке был построен каменный вариант базилики, историки сходятся во мнении, называя X-ый век. Царь Вахтанг Горгосал воздвиг Храм Двенадцати Апостолов.
Относительно современный вид храмовая постройка приобрела за годы основательного строительства: 1010-1029. Католикос Грузии Мелкиседек воздвигает собор из 3-х нефов с крестом, венчающим купол. Имя зодчего Арсакидзе запечатлено записями на фасаде.
Интересный факт. Согласно одной из легенд, ученик Арсакидзе, завидуя таланту зодчему, воздвигнувшему храмовый шедевр, оклеветал его. Оклеветанный был наказан путем отрубания правой руки. Над центральной аркой северного фасада виден рельеф этой руки с надписью о том, что она принадлежит рабу Божьему Арсакидзе.
Конец XIV века. Войска Тамерлана разрушили храм.
Первая половина XV века. Александр Великий Грузинский восстановил храмовое сооружение на основании старого плана.
На протяжении 1000-летия Светицховели принимает верующих для совершения обряда крещения.
Святыни и фрески Светицховели
Изучающие архитектурное строение храма отмечают некоторую хаотичность и несимметричность, что объясняется перестройками здания. Имеются три входа с запада, севера, юга. Обычно открыт западный вход.
Важно. У входа стоит корзина с накидками для посещающих туристов. Требуется соблюдение дресскода. Не допустимы шорты у мужчин, брюки у женщин.
Деревянные двери украшены изображениями 12 апостолов, ангелов. Центральный неф имеет 8 опорных колонн разной формы.
Центр храма занимает Животворящий столп, каменная сень над которым расписана фресками, иллюстрирующими исторические факты о Хитоне Иисуса. Основание северной части имеет нишу, из которой ранее во время мироточения брали животворящее вещество. Мраморное ограждение покрыто записями асомтаврули.
Интересный факт. Многие отмечают на фреске западной части столпа некие объекты, похожие на неопознанные летающие объекты или медуз. Данные рисунки вызывают многочисленные споры и предположения.
Все внутреннее убранство расписано фресками. На данный момент наиболее сохранившейся является южная стена с изображением 12 апостолов, зодиакальных знаков. Перед визитом Николая Первого1830 года были варварски закрашены многие настенные произведения.
Фрески изображают различные сюжеты:
- События Страшного суда,
- Спас Вседержителя,
- Спас Благое молчание,
- Святые равноапостольные Царь Константин и мать его Елена,
- Жёны-мироносицы,
- Христос и самаритянка и др.
Образцом грузинской росписи позднего периода считается каменный патриарший трон. До 15 века характерной чертой грузинских узоров отмечалось наличие виноградных листьев. Здесь уже присутствуют абстрактный орнамент золотого цвета, навеянный персидским влиянием.
Начиная с 12 века, Собор служил некрополем грузинских царей рода Багратионов. Вмурованы в напольное покрытие многие сохранившиеся надгробные плиты. Здесь покоятся останки Ираклия Второго, царевны Текле, Вахтанга Горгасала, Димитрия Самопожертвователя, Евстафия Мцхетского.
По данным исторических хроник изначально Светицховели являлось усыпальницей грузинской царицы Тамары, но затем её останки были отправлены в Гелати. Здесь захоронен первый грузинский президент, потомок благородного рода Звиад Гамсахурдия.
Среди реликвий собора выделяют две религиозные ценности, которые являются скорее историческими предположениями или фактами, а не визуальными экспонатами:
- Хитон Христа, захороненный вместе с Сидонией в могиле, теперь под зданием;
- Милоть (накидка) библейского пророка Илии, находящаяся под алтарем Светицховели.
Вокруг башенного сооружения над захоронением Сидонии постоянно молятся верующие, паломники.
Правосторонний придел хранит часть мощей одного из 12 апостолов Андрея Первозванного, который проповедовал в 1 веке.
Левосторонний придел имеет святой источник. Каждый может набрать воды, но только из стоящего рядом сосуда (из самого колодца можно только по разрешению).
Все древние иконы и иконы современного происхождения выполнены техникой, типичной для грузинской школы иконописи:
- Троица,
- Центральный иконостас,
- Собор Двенадцати Апостолов,
- Современная икона «Троица»,
- Преподобная святая Мария Египетская,
- Святой Иоанн Креститель,
- Список Иверской иконы Божией матери и др.
С 2015 согласно решению, оглашенному на воскресной проповеди Католикосом - Патриархом Грузии, Святейшим Ильей Вторым, утверждено празднование Благодарения Всевышнего. Первый раз праздничное богослужение и благодарственные молитвы, посвященные этому религиозному событию, были осуществлены под сводами храма Светицховели.
Территорию храмового монументального здания отделяет крепостная стена, сооруженная при царе Ираклии Втором (1787).
Как добраться до Светицховели в Мцхете
Адрес местонахождения достопримечательности - Narekvavi-Mtskheta-Railway Station, Мцхета, Грузия. Расстояние Тбилиси - Мцхета составляет 21 километр.
Из города Тбилиси можно добраться несколькими способами.
- От станции метро «Дидубе» регулярно, каждые 15-20 минут, циркулируют маршрутные такси до Мцхеты. От остановки такси Собор найти легко, так как он виден из многих точек города. Время в пути занимает около 25 минут. Стоимость 1 GEL - 1,5 GEL.
- Стоимость проезда на такси от центра Тбилиси до храма составит примерно 20 GEL - 25 GEL. Таксисты берут за поездку туда/обратно 50 GEL с учетом ожидания во время экскурсии.
- От железнодорожного вокзала за 1 GEL можно доехать пригородным электропоездом. Расстояние от станции Мцхеты до центра 1,5 километра.
Собор открыт для посетителей ежедневно (8.00-19.00). Вход бесплатный.
Профессиональные русскоговорящие гиды предлагают разноплановые экскурсии, программа которых содержит посещение Светицховели.
Большинство туристов, посещающих Мцхету и его главную достопримечательность, проживает в Тбилиси.
Наиболее популярные отели:
Все отели обеспечивают бесплатным Wi-Fi и бесплатной парковкой.
Посещение Светицховели вызывает желание прочитать классический роман Константина Гамсахурдия «Десница великого мастера», который подробно описывает исторический процесс строительства храма, становления христианства и грузинской государственности.
Первая столица Грузии. Место с древних времен обжитое людьми. Основан во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Как и любое подобное место овеяно мифами и легендами. Об одной и хочу рассказать. Это связано с Патриаршим собором Светицховели. Он является центром притяжения, хотя во Мцхете есть еще много исторических и архитектурных памятников.
Фото сделано из окна машины, на ходу, так что не очень качественное.
А начиналось все еще со времен распятия Иисуса. Легенда гласит, что житель Мцхета Элиоз -по одной версии он был раввином мцхетской общины евреев, по другой - служил солдатом в Иерусалиме и присутствовал при распятии Иисуса. Об этом написано в священном писании:
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24;
).
Выкупил раввин Элиоз эти одежды или они ему достались по жребию, наверно уже не важно. Когда Элиоз вернулся домой, отдал Хитон своей сестре Сидонии, которая приняла христианство. Согласно легенде, как только Сидония взяла в руки Хитон Господен и прижала его к груди, сразу испустила дух. Как ни пытались освободить Хитон из ее рук, так и не смогли, поэтому и похоронили ее вместе с ним.
На месте могилы Сидонии вырос роскошный ливанский кедр. Сюда приходили страждущие и с ними происходили чудеса, больные исцелялись. Первый христианский государь Грузии Мириан решил воздвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр срубили и вырезали из него семь колонн. Шесть колонн установили в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Как ни пытались ее опустить, ничего не получалось. Тогда Святая Нино, просветительница Грузии молилась всю ночь и Столп без прикосновения руки людской встал на место. Посмотрите этот сюжет изображен на двери в храм Светицховели.
Этот столп мироточил, а миро излечивало больных. Так храм получил свое название Свети- Цховели Животворящий Столп. Первая деревянная церковь не сохранилась. На ее месте, благочестивый царь Вахтанг 1 Горгасали выстроил базилику, верхние устои которой были обнаружены при раскопках. Их оставили для всеобщего обозрения. Вот тут они видны, под стеклом.
Но и эта базилика не сохранилась до наших дней. В 11 веке, по велению Каталикоса Грузии Мелкиседека на ее месте был построен великолепный храм, под руководством зодчего Арсукидзе, которым мы можем любоваться сейчас.
Есть еще одна легенда, подтверждение которой можно увидеть на стене храма. Это рельеф руки держащей угольник. Надпись гласит- "Рука раба божьего Арсукидзе. Помяните." Согласно преданию, учитель великого архитектора позавидовал успеху своего ученика и оговорил его, за что ему отсекли правую руку. Согласно второй легенде, руку отрубили по велению царя, чтобы архитектор не смог больше построить такой же великолепный храм. Об этом рассказывается в книге грузинского классика Константине Гамсахурдия " Правая Рука Великого Мастера".
Животворящий столп находится в центре современного храма над ним построена каменная сень, которая расписана фресками.
Фрески иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа.
Еще одна интересная деталь в росписи арки, вокруг Животворящего Столпа, это широко известное в кругах уфологов изображение "летающих тарелок" НЛО с " лицом в иллюминаторе".
В храме столько мистического и загадочного, есть фреска, которая изображает астрологическое колесо, что вообще не совместимо с христианством.
Перед алтарем захоронены грузинские цари, в том числе Вахтанг Горгасали, Ираклий Второй, Георгий 12.
В южной части комплекса находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Его построили в начале 14 века, чтобы отметить, что храм Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.
Кроме хитона, в соборе, в сокровищнице хранилась и Риза Господня. Теперь она находится в России. Вот информация об этом:
Персидский шах
, по настоянию русского посла, прислал ризу в
царю
. В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
Патриарх
собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в великолепном ковчеге, в московском
, и установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля (по
), служба для которого составлена
,
(Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве
).
Часть Ризы хранилась в киевском
, две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в
, другая — в соборном храме
). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей
в Палестине, перенесена в
и в 328 году положена в
. Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.
В 2002 году одна из частей ризы была найдена в
научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана
и положена для поклонения в
. С 1 декабря 2007 года находится в
.
Вот за этой дверью и находилась сокровищница. Тут есть святой источник.
В храме сохранились каменные купели, в которых крестили грузинских Царей.
Большая фигура Христа у алтаря, была нарисована русским художником в 19 веке.
В храме много потайных окон, комнат и переходов, куда туристов не пускают, а очень хотелось бы там побывать. Для меня это не менее интересно!
На внешних стенах храма сохранились лепные украшения, барельефы в виде виноградных лоз, что можно увидеть во многих храмах Грузии. Есть барельеф в виде бычьих голов, они еще со времен Вахтанга Горгасали, основателя Тбилиси.
А теперь просто полюбуемся видами храма, двора, колокольни и крепостной стены.
Откопанные при археологических исследованиях древние кувшины для вина - квеври.
Этого милого ягненка, принесут в жертву. Жалко, но что поделать древняя традиция.
А провожают и встречают посетителей, вот эта милая пара голубков. Они живут над воротами в храм.
Если не устали, немного видов за пределами Храма Светицховели.
Улица названа в честь зодчего Арсукидзе.
Прощальный вид на Джвари. Экскурсия окончена. До следующих встреч!
Православный кафедральный собор Светицховели, а в официальных источниках «Храм имени двенадцати Апостолов», расположен в центре грузинского города Мцхеты. Монументальное сооружение гордо возвышается на фоне окружающих гор. Недалеко от него на холме стоит .
Самый известный и крупный архитектурный памятник города возведен в 11 веке. Это второй по величине и главный православный собор страны. Народное имя его переводится с грузинского языка как «чудотворный столп».
Церковь в Мцхете хранит несколько православных святынь: ризу Иисуса Христа, одежду пророка Илии, частицу мощей апостола Андрея Первозванного, купель царя Мириана и захоронения знатных особ. В 1994 году грузинский храм был признан памятником общемирового значения. Сегодня Светицховели -резиденция архиепископа Мцхетского и Тбилисского.
Христианский религиозный центр страны в 4 веке был всего лишь деревянной церковью. Ее построил царь Мириан III, принявший в то время православие. Светицховели стал первым православным храмом страны. Но позже церковь была разрушена при нападении вражеских войск.
В 5 веке Вахтанг I построил вместо нее базилику. А в 11 веке католикос Грузии Мелкиседек I выстроил на ее месте храм, который мы и можем видеть сегодня. Некоторые части древнего сооружения были использованы при новом строительстве, так старые столпы оказались внутри стоящих сейчас. В начале 19 века, когда в Мцхете ждали визита императора Николая, храмовые фрески вместо реставрации были забелены, чтобы не показывать их обветшавшее состояние. Позже собор был заново расписан российскими художниками. Впечатляет, что божий храм устоял и во время землетрясения и в трудные годы советской власти (в это время он был закрыт).
Собор Светицховели создан в стиле средневековья. Крестовокупольный четырёхстолпный храм в Мцхете строился 19 лет под контролем зодчего Арсакидзе, об этом свидетельствуют слова на фасаде. Высота здания 54 метра. Оно представляет собой прямоугольник, ориентированный с запада на восток. Церковь возводили прямо на фундаменте древней базилики.
Сегодня в собор ведут деревянные двери, с фигурами 12-ти апостолов и рисунком ангелов, ставящих Столб. Войдя в храм, вы увидите множество колонн по обе стороны. Внутреннее убранство поражает своим великолепием, даже на фото видны множество фресок и икон. Старые росписи сохранилось, начиная лишь с 16 века. Любопытными являются фрески 17 века под куполом. Многие иконы всего лишь копии, а оригиналы находятся в национальных музеях страны.
Важно! Если вы собрались на экскурсию в «Собор 12-ти апостолов» не забудьте о дресскоде. Для тех, кто забыл надеть подходящую одежду, у входа стоит корзина с накидками.
За церковным иконостасом можно увидеть одеяние пророка Илии. В правом приделе собора хранится частица мощей святого Андрея Первозванного, апостола, который проповедовал здесь в I веке. В левой части расположен колодец, где можно испить или набрать с собой святой водицы.
От центрального входа справа - купель, в которой крестился когда-то великий царь Мириан. Она и сегодня используется при крещении. Недалеко от нее, в южной части здания стоит каменная часовня 14 века, копия Гроба Господня в Иерусалиме. В центре возвышается высокий купол с фресками.
Обычно христианские церкви в Грузии тёмные, а Светицховели внутри всегда заполнен светом, проникающим через небольшие боковые окна и главный купол. Интерес представляет также необычное астрологическое устройство храма. Внутренние сооружения образуют фигуру креста, а расположение внешних построек собора, повторяет устройство Солнечной системы.
Столп
Акцентом собора является Животворящий Столп. Он расположен под аркой, а над ним возведена каменная сень. Стены ее украшены средневековыми фресками 17 века. Рисунки рассказывают про Хитон Господень и Столп. На северной стороне есть дверь, ведущая к месту мироточения (сегодня миры уже нет). Одна из фресок особенно занимательна: на ней изображено что-то похожее на инопланетные тарелки или медузы, внутри них можно разглядеть лица. Фото этих необычных изображений часто встречаются, когда рассказывается о мцхетском Чудотворном Столпе.
Захоронения
В пол собора вмурованы надгробные плиты, говорящие о том, что здесь захоронены знатные и царские особы. Светицховели долгое время был метом коронации царских особ известной династии Багратионов и их семейным склепом. Большая часть захоронений сохранились и сегодня.
Стена
Обитель защищает кирпично-каменная стена. На юге ее находятся ворота, на западе -звонница и врата 11 века. На юго-востоке расположен дворец католикоса Антона II, сейчас он представляет собой музей Истории и этнографии. Есть здесь и действующий монастырь, на храмовой территории расположены монастырские кельи.
Реставрации
В 1965 году завершилась основная реставрация кафедрального собора и ему был возвращён первозданный вид. В это же время при раскопках на его территории были обнаружены останки католикоса Мелкиседека. При реставрации 1970-х годов археологами была найдена часть древней базилики, сегодня каменные головы быков из нее украшают центральные ворота.
Церковь в литературе и народных преданиях
Храм упоминается в произведении известного грузинского писателя Константина Гамсахурдия. Роман «Десница великого мастера» рассказывает о строительстве церкви, истории Грузии и распространении христианства в стране.
Легенда об имени храма
Раввин Элиоз, живший в этих краях в I веке, присутствовал при распятии Иисуса Христа. После казни он купил у воинов частицу одеяния (Хитона) Господа и приехал с ним в Грузию. Мужчина отдал святыню сестре Сидонии. Девушка прижала христову одежду к груди и упала мертвая. Ткань не смогли вырвать у нее из рук и захоронили вместе с Сидонией.
Через некоторое время на могиле в саду вырос кедр, обладающий целебными свойствами. Позже, когда царь Мириан ІІІ постановил построить здесь церковь, кедр срубили и сделали из него 7 столбов для храма. Пень же на месте дерева начал мироточить. Люди и сейчас верят, то Столп помогает изгнать болезни, поэтому его прозвали животворящим и часто приходят сюда с молитвами. Чудодейственному Столпу и священному Хитону Господню в Грузии посвящен один из самых важных христианских праздников страны. Празднуется он 2 раза в году: летом и осенью.
Легенда о зодчем
Зодчий храма Арсукидз был из семьи бедняков. Когда строительство собора Светицховели было закончено, мастеру отрубили руку. Говорят, его оклеветали завистники. Хотя другая версия гласит, что отрезать руку зодчему повелел царь, чтобы он не смог создать больше ничего похожего. На фасаде храма и сейчас есть рисунок, рассказывающий об этом событии и надпись, призывающая помянуть мастера.
Как добраться до Светицховели
Из Тбилиси в город Мцхете ходит маршрутное такси.
Спрака! Общественный транспорт отъезжает от станции метро Дидубе. Расстояние от столицы до города Мцхете составляет всего 20 км (полчаса пути). Автобус останавливается неподалеку от достопримечательности. Церковь найти легко - она видна издалека.
Оказавшись однажды в , обязательно посетите главную достопримечательность древней столицы страны, город Мцхете. Его знаменитый собор действительно заслуживает внимания, он окутан множеством легенд и преданий, является хранителем известных православных святынь. Собор Светицховели в Мцхете- священное и очень почитаемое место для грузин. Ежегодно сюда приезжают паломники со всего мира, чтобы прикоснуться к священным реликвиям и увидеть это великое сооружение древней архитектуры. В храме всегда шумно, потому что всюду много туристов и организованных экскурсионных групп.
Числится среди памятников Всемирного наследия . Является одним из главных духовных центров православной Грузии.
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Грузия Мцхета Храм Светицховели
✪ Уникальный гид в Грузии. Смотрите, не пожалеете!!!
✪ Светицховели - кафедральный храм Грузинской православной церкви
Субтитры
История
Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.
Одним из устоев храма служил кедр , обозначавший место захоронения Нешвенного Хитона Христова.
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень нешвенное одеяние Спасителя (Ин. 19, 23) – попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом. Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23–24; Пс. 21, 19).
В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной.
Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.
Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар – потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии, и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265–342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спалили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.
На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма Гроба Господня в Иерусалиме.
В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября.
Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику , верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.
В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).
Архитектура
В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидой. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII - XIV вв. - дань композиции Храма Гроба Господня . Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи - забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.
Распределение внешних форм и масс, пропорции подчиняются возвышающемуся в центре высокому куполу, под которым расположена крыша с двунаклонным покрытием в форме креста. В оформлении фасада в основном используются декоративные элементы и развитая система сдвоенных пилястр, а также в поясах крепости облицовка с изразцами. Изразцы богаты и многообразны (дошли частично). В декоративном украшении храма большое место занимает рельеф. Стоит отметить украшение восточного фасада, в основе которой лежит система из пяти декоративных люстр. В подкупольном пространстве включены треугольные ниши, а в центральной части расположены веерообразные лучи с дисками на краях. Мастерски используется полихромический эффект. На основном - песочного цвета фоне у алтаря выделяются собранные ярко красные изразцы, которые выделены богато украшенными горизонтальными поясами. У западной части фасада один большой, богато украшенный пояс, который занимает большую часть стены. Композицию фасада завершает трехфигурный рельеф - восседающий на троне Спаситель с ангелами по бокам.
Светицховели является основополагающим храмом в стиле архитектуры средневековой Грузии. Старых росписей не сохранилось, а присутствующие - XVI, XVII и возможно XVIII веков (восстановлены в XIX веке). Наиболее интересны фрески XVII века (под куполом), эпизоды которых повествуют о принятии христианства Грузией (руководитель росписи - художник Григорий Гулджаварасашвили).
Во внешней части много изменений: часть фасада и подкуполье (которые отличаются зелёным цветом облицовки) принадлежат началу XV века (реставрировано Александром I Великим после нашествия Тамерлана), некоторые рельефные изображения перенесены, хотя эти реставрации не нарушили основные формы и пропорции храма.
Продольный разрез
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Православный кафедральный собор | |
Светицховели | |
41°50′31″ с. ш. 44°43′16″ в. д. H G Я O | |
Страна | Грузия Грузия |
---|---|
Местоположение | Мцхета |
Конфессия | Православие (Грузинская Православная Церковь) |
Епархия | Мцхетско–Тбилисская |
Дата основания | XI век |
Строительство | - годы |
Реликвии и святыни | риза Иисуса Христа |
Состояние | Действует |
Светицховели на Викискладе |
История
Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.
Одним из устоев храма служил кедр , обозначавший место захоронения ризы Христовой («нешвенного хитона»). Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику , верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.
Упоминание в литературе
В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера » классика литературы Константина Гамсахурдия , повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.
Источники
- Беридзе В. Архитектура древней Грузии. - Тб. , 1974.
- Губинашвили Г. Архитектура Грузии средних веков и его три главных кафедрала. - Тб. , 1925.
- Гвердцители Р. Мцхета. - Тб. , 1962.