Новоторжский борисоглебский мужской монастырь епархиальный мужской монастырь. Торжокский борисоглебский монастырь Борисоглебский новоторжский монастырь древние изображения
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
О Торжке можно говорить бесконечно. Древний город, живописно раскинувшийся вдоль берегов Тверцы, он славится своей интересной историей и красивой архитектурой. Доминанта города — расположенный на высоком холме над рекой древний Новоторжский Борисоглебский монастырь. Севернее него в прошлом находился Новоторжский кремль, сгоревший в 1742 году.
Мне несколько раз приходилось бывать в Торжке. Последний — в июле 2017 года.
Если двигаться по Кузнечной улице, то на некотором расстоянии вдоль дороги можно увидеть Земляные валы бывшего Новоторжского кремля. В прошлом он был обнесен 1,5-километровой стеной с 11 башнями, некоторые из которых, по мнению ряда исследователей, были каменными.
Во время большого пожара 1742 года все деревянные постройки кремля сгорели и больше не восстанавливались. Сейчас на части территории создан комплекс «Новоторжский кремль» , экспозицию которого составляют реконструкции древнего оружия и оборонительных средств времен осады города войсками хана Батыя.
С.М.Прокудин-Горский. Крепостной вал около Борисоглебского монастыря. [Торжок.] Лето 1910 года
Центр территории бывшего Новоторжского кремля обозначен Соборным комплексом на Вечевой площади. Здесь расположены холодный пятиглавый , построенный в 1814-1822 годах по проекту Карла Росси и теплая Входоиерусалимская церковь 1841-1842 годов. В годы советской власти внутреннее убранство храмов было практически полностью утрачено.
С.М.Прокудин-Горский. Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь в Торжке с левого берега р. Тверцы. 1910 год
Святой преподобный Ефрем Новоторжский
Почти напротив бывшего кремля, рядом с Михайло-Архангельской (Благовещенской) церковью стоит памятник новоторжскому святому преподобному Ефрему Новоторжскому (скульптор Евгений Антонов, 2015).
Согласно житию святого, боярин Ефрем служил конюшим у Бориса и Глеба. После их мученической гибели в 1015 году, он решил удалиться от мирской жизни, и из Киева отправился в Торжок. Там он вместе со своим учеником Аркадием в 1038 году основал Борисоглебский монастырь в память об убиенных князьях и поставил в нём каменный храм. Ефрем умер в 1053 году и был похоронен в им построенном храме. Его мощи и мощи Аркадия почитались как святыни Борисоглебского монастыря, но в 30-х годах XX века были утрачены.
Памятник новоторжскому святому преподобному Ефрему Новоторжскому
По преданию, Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1038 году Ефремом Новоторжским. Первые письменные свидетельства о Новоторжском Борисоглебском монастыре относятся к XII веку, это один из древнейших монастырей России.
С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь [от] моста. [Торжок.] Лето 1910 года
Монастырь сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка поляками и в 1742 году от большого пожара. Постройки, дошедшие до нашего времени, датируются XVII-XIX веками.
В 1925 году Новоторжский Борисоглебский монастырь был закрыт, в его стенах почти 50 лет функционировала тюрьма строгого режима, после неё — лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В конце 1980-х годов бывший монастырь передали под экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея, работники которого приложили немало сил, чтобы восстановить изуродованные за годы советской власти постройки.
Реставрационные работы, правда очень медленные, продолжаются и в наши дни. Монастырь возвращен церкви, часть территории закрыта для посещения, поскольку там живут монахи.
Архитектурные памятники Борисоглебского монастыря, схема
Построен по проекту архитектора Николая Александровича Львова в 1785-1796 годах на месте древнего каменного собора. В церемонии торжественной закладки принимала участие императрица Екатерина II. В 1931 году собор закрыли. Его внутреннее убранство утрачено, в том числе и 37 икон работы В.Л.Боровиковского. До наших дней сохранилась лишь одна из них, которая хранится в Тверской картинной галерее.
Братский корпус (1818–1819 года)
За Борисоглебским собором виднеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы , самый старый сохранившийся каменный храм во всем Торжке. Она была построена в XVII веке на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1609 году.
Борисоглебский собор и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы за ним
Главное украшение Борисоглебского монастыря — трехъярусная колокольня с надвратной церковью во имя Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1804-1811 годах. Одна из её загадок — имя архитектора. По одной из версий, им был Николай Александрович Львов. По другой — местный архитектор-самоучка Федор Ананьин. Высота колокольни со шпилем — более 50 метров, это самая высокая постройка Торжка.
С территории монастыря, стоящего на возвышенности, открываются красивые виды на Торжок. Неподалеку виднеется Воскресенская церковь, построенная в 1749 году и до сих пор пустующая.
Еще одна интересная постройка монастыря — Свечная башня , возведенная в псевдорусском стиле в 1860-70 годах по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова.
С высокого откоса видны жилые дома и храмы на противоположном берегу Тверцы.
Церковь Николая Чудотворца, 1778-1784 годы
Обращают на себя внимание постройки бывшего Воскресенского девичьего монастыря , первое письменное упоминание о котором относится к 1625 году. Основные монастырские постройки датируются XVIII-XIX веками. За ним виднеется уже упоминавшаяся церковь Ильи Пророка .
За деревьями просматривается , построенная в 1750-1753 годах, в дальнейшем несколько раз достраивалась.
Панорамы Торжка с колокольни Новоторжского Борисоглебского монастыря
Сейчас колокольня Борисоглебского монастыря открыта для посещения, и всего за 100 рублей можно подняться на самый верх! Разумеется, я не могла упустить такую возможность!
В колокольне идут вялотекущие реставрационные работы. До революции она была выкрашена теплой бежевой краской «под мрамор», что придавало ей особую нарядность и подчеркивало конструктивные детали.
С.М.Прокудин-Горский. Борисоглебский монастырь. [Торжок.] Лето 1910 года
Внутри колокольни сохранились остатки росписей, выполненных в 1809 году художником М.Л.Ротокановым.
Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного Образа
Наверх ведет временная, весьма крутая деревянная лестница. Несколько раз встречаются широкие деревянные площадки, где можно отдохнуть. Шутка ли — подняться на высоту более 40 метров!
По мере того, как поднимаешься выше и выше, открываются все более широкие панорамы Торжка. В очередной раз поражаешься красоте этого древнего города. Еще бы отреставрировать все его здания… Вот, виднеется территория бывшего Новоторжского кремля и древнего Посада, многочисленные храмы, подвесной пешеходный и автомобильный мосты, переброшенные через Тверцу.
А вот , построенная в середине XVIII века на месте сгоревших в 1742 году церквей Благовещения и Михаила Архангела XVII века. В 1849-1864 годах храм был перестроен в псевдорусском стиле. Колокольня возведена в 1864 году, надстроена в 1887 году. С 1931 по 1936 год здесь хранились мощи святых Ефрема и Аркадия. В советские годы церковь была переоборудована под пекарню.
Необычайно живописен уже упоминавшийся Соборный комплекс. За ним виднеется церковь Климента, папы Римского 1835 года постройки.
Входоиерусалимская церковь, Спасо-Преображенский собор и церковь Климента, папы Римского
С высоты вдали видна живописная Тверецкая набережная , ограниченная подвесным пешеходным и автомобильным мостами. Это одно из самых красивых мест в городе.
За Тверецкой набережной виднеется шпиль колокольни и купол церкви Ильи Пророка , построенной в 1822 году. К её приходу относился Императорский Путевой дворец в Торжке. 13 февраля (по старому стилю) 1826 года в ней на ночь был установлен гроб с телом императора Александра I, а 31 мая — императрицы Елизаветы Алексеевны.
С противоположной стороны за деревьями видна изящная деревянная Вознесенская (Тихвинская) церковь , поставленная в 1717 году на месте более древней деревянной церкви клетского типа.
Необычайно интересен восьмигранный ярус звона . К началу XX века здесь насчитывалось 11 колоколов, самый большой из которых, отлитый на московском заводе А.Д.Самгина, весил чуть более 500 пудов. Над ярусом звона находился часовой механизм, который функционировал в течение длительного времени даже после закрытия Борисоглебского монастыря.
Ярус звона колокольни и купол Борисоглебского собора
И снова путь наверх по узкой лестнице.
И вот, наконец я на самом верху колокольни, в огромной беседке-бельведере со сквозной колоннадой. Отсюда открываются самые широкие панорамы Торжка и окрестностей. От красоты пейзажа захватывает дух.
Экспозиции «Монастыри и храмы Торжка» и «Гений вкуса»
В Борисоглебском монастыре в здании бывшего Духовного правления и странноприимного дома ныне размещены размещены экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея . Одна часть музейной экспозиции — «Монастыри и храмы Торжка» , знакомит с историей Новоторжского Борисоглебского монастыря и других храмов и монастырей города. Здесь можно увидеть археологические находки из Борисоглебского монастыря, древний новоторжский змеевик, церковную утварь и др.
Келья, реконструкция
Келья, реконструкция
Реконструкция Борисоглебского собора в Торжке на конец XVI века
Экспозиция, посвященная колокольне Борисоглебского монастыря и портрет архитектора Федора Ананьина
Новоторжский змеевик (амулет-оберег)
Другая, «Гений вкуса» , посвящена творчеству «русского Леонардо-да-Винчи» — архитектору Николаю Александровичу Львову (1753-1803/1804 по новому стилю), который проектировал многие здания, дворцы и церкви Москвы, Тверской губернии, Санкт-Петербурга и его пригородов. Кроме того, здесь представлены старые фотографии Торжка.
Основные моменты
Борисоглебский монастырь был основан почти одновременно с Киевско-Печерской лаврой, когда правил князь Ярослав Владимирович Мудрый. Устроителем обители считают преподобного Ефрема Новоторжского. До XVII века храмы и постройки Борисоглебского монастыря в Торжке были деревянными. Архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней, был сформирован в конце XVIII – начале XIX века.
За многовековую историю древняя обитель переживала взлеты и падения, ее разрушали неприятели и время. Борисоглебский монастырь пострадал во времена антирелигиозной компании, которую советская власть проводила в 1930-е годы. На протяжении нескольких десятков лет в бывших храмах работало сельхозучилище и квартировали военные. Здесь держали заключенных и лечили алкоголиков.
В середине 1990-х годов территория монастыря была возвращена церкви. В обители сохранился величественный собор Бориса и Глеба, а также несколько храмов и построек. Самая старая церковь, освященная в честь Введения Богородицы во Храм, стоит здесь с XVII века. В настоящее время Борисоглебский монастырь в Торжке нуждается в ремонте и реставрации.
История Борисоглебского монастыря
Основателем Борисоглебского монастыря считают преподобного Ефрема. В миру он занимал престижную должность конюшего у киевского князя Владимира Святославича. Потом Ефрем постригся в монахи и ушел из Киева в Тверские земли. В 1038 году на Тверце появился первый храм, построенный в память об убитых князьях Борисе и Глебе, вокруг которого позже вырос православный монастырь.
Первые письменные свидетельства о Борисоглебском монастыре в Торжке относятся ко времени правления Ивана IV Грозного. В Смутные времена город захватили поляки, и монастырский собор был сильно разрушен. Большой урон обители нанес страшный пожар, случившийся в городе в 1742 году. Потом монастырь отстроили заново по проектам известных зодчих Николая Александровича Львова и Якова Ананьевича Ананьева.
В XX веке обитель закрыли не сразу. Вначале местные власти отобрали часть монастырских помещений и разместили в них общежитие совхоза, склады и мастерские. В 1931 году многих монахов арестовали, монастырь ликвидировали, а его территорию отдали местному совхозу.
Спустя 5 лет в бывшем монастыре находилась воинская часть, а после нее – авиационные склады и лагерь, где содержали военнопленных. С 1944 года территорию Борисоглебского монастыря превратили в тюрьму, а в конце 1880-х годов – в лечебно-трудовой профилакторий.
Позже старые постройки передали историко-этнографическому музею, и началось возрождение обители. Много усилий было потрачено на то, чтобы восстановить архитектурный ансамбль, покалеченный в годы, пока здесь была тюрьма. Борисоглебский монастырь в Торжке вернули церкви в 1994 году.
Монастырский собор
К середине XVIII века обвешавший соборный храм решено было снести. Остатки здания разобрали, и в 1785 году на деньги, выделенные Екатериной II, приступили к возведению нового собора. Проект для него подготовил архитектор Н. А. Львов, а строительными работами руководил Ф. И. Буци. В 1796 году огромный собор освятили.
Иконы для иконостаса собора написал известный русский портретист Владимир Лукич Боровиковский, но, к сожалению, они не сохранились, за исключением одной работы. Эта икона сегодня экспонируется в картинной галерее Твери.
Великолепный крестово-купольный храм является ярким примером екатерининского классицизма. Внешне он похож на большой куб. Собор увенчан пятью главами и со всех четырех фасадов оформлен колонными портиками.
Храмы и постройки на территории монастыря
Самой старой постройкой Борисоглебского монастыря в Торжке считают Введенскую церковь, возведенную в XVII веке. Здание одноглавого храма сложено из простых объемов и имеет нарядный декор. На сегодняшний день это единственный действующий православный храм на территории обители. Богослужения в нем проходят почти каждый день в 8.00 и 16.00.
В монастыре также можно увидеть домовую церковь настоятеля обители – храм Входа Господня в Иерусалим (XVIII в.), высокую надвратную Спасскую церковь (1804 г.) и часовню Успения Пресвятой Богородицы (начало XIX в.). Очень интересный декор имеет Свечная башня, расположенная в северо-восточном углу обители (1809 г.). Кроме нее, в Борисоглебском монастыре сохранились каменные монашеские кельи, корпус настоятеля, накрытый кровлей погреб-ледник, входные ворота и стены хозяйственных построек.
Как добраться
Борисоглебский монастырь в Торжке стоит в центре города, на правом берегу реки Тверцы, с юга от Новоторжского кремля (ул. Старицкая, 7). Из Москвы до Твери доезжают на автобусе или на электричке. От Твери до Торжка также ходят автобусы и электропоезда.
Древняя православная обитель, основанная в начале XI века преподобным Ефремом Новоторжским. Действующий мужской монастырь Тверской епархии, одна из трех крупнейших старинных иноческих обителей со времен распространения христианства на Руси.
История основания монастыря
Крещение Древней Руси князем в 988 году стало тем переломным моментом, который повлиял на дальнейший ход всей истории государства Российского. Десятки подвижников православной веры своими помыслами и деяниями несли христианское учение по городам и весям, основывая монастыри, возводя храмы и соборы, проповедуя Христа. Яркими жемчужинами веры в короне русского православия становились иноческие обители, выраставшие порой в малонаселенных языческих уголках древнерусских княжеств.
Распространялось православие на Руси. Благодаря подвижникам веры уходили в прошлое языческие обряды, а вместо ритуальных капищ возникали церкви и монастыри. X век подарил миру будущего основателя Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря - преподобного Ефрема. Сам основатель был родом из Венгрии, где уже в конце X века православие было широко распространено. Задокументированных данных о дате его рождения история не сохранила, а из церковных источников известно, что уже будучи достаточно взрослым, Ефрем вместе с братьями - Моисеем и Георгием покинул родину и поступил на службу к сыну киевского князя Владимира - ростовскому князю Борису. Князь произвел братьев в дворянство и определил в свою дружину конюшими. Благочестивый князь Борис завоевал сердца братьев богоугодными деяниями, поэтому служба под его началом приносила им радость и доставляла их душам умиротворение.
В 1015 году неожиданно умер великий киевский князь , а его племянник Святополк, захватив власть, решил избавиться от претендентов на великокняжеский престол и приказал убить своих двоюродных братьев - Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича. Князь Борис возвращался из военного похода против печенегов, бесчинствующих на юго-восточных рубежах Руси, когда весть о коварном замысле Святополка дошла до него. Не поверив слухам о злом умысле брата и не предприняв никаких мер защиты, он был настигнут убийцами в своем походном шатре. Брат Ефрема - Георгий своей грудью закрыл князя от нападавших, но был пронзен копьем. Князь Борис был убит 24 июля 1015 года, а чуть позже такую же мученическую смерть принял и князь Глеб. По роковой случайности в тот поход из трех братьев отправились только двое - Георгий и Моисей. Моисею удалось скрыться с места трагедии и после многих лет скитаний по Литве он, искалеченный и больной вернулся на Русь, став иноком Киево-Печерской лавры.
Гибель князя Бориса и брата Георгия потрясла Ефрема. Он поспешил на место трагедии, но тела брата так и не нашел. Убийцы князя, пытаясь завладеть золотой гривной, висящей как знак отличия и расположения князя на шее Георгия, обезглавили его. Ефрем обнаружил голову брата среди множества тел и забрав ее, тайно хранил у себя более 30 лет до самой смерти.
Видя, что земные блага и жизнь быстротечны, а кончина человеческая непредсказуема, преподобный Ефрем решил посвятить свою жизнь служению Господу. Он удалился от мирской жизни, и с благословения митрополита Киевского взял на себя подвиг странноприимничества, отправившись в малонаселенные северные земли Руси, чтобы нести слово Божие малопросвещенным жителям тех мест и дарить утешение всем страждущим, служа им беззаветно и безропотно. Он отправился в верховья Волги и Тверца, и в месте, где сходились торговые пути новгородцев и псковичей, называемом Новым Торгом, или , основал странноприимный дом. Каждый торговец и странник, заходя в тот дом, находил в нем доброе слово и утешение.
Через несколько лет, в 1038 году чуть дальше странноприимного дома на холме возле реки Торжок преподобный Ефрем возвел каменный храм во имя страстотерпцев князей Бориса и Глеба, давший название и самой иноческой обители, возникшей чуть позже. Через 38 лет после убийства князей Бориса и Глеба, и основания монастыря, 28 января (10 февраля) 1053 года преподобный Ефрем отошел к Богу, завещав положить к себе в гроб голову брата Георгия, бережно хранимую им много лет.
Более пяти веков мощи святого Ефрема покоились в земле. В 1572 году они были обретены, и с тех пор каждый год 24 июня в монастыре этот день отмечается, как праздник, а 28 января - день памяти преподобного. Спустя век были обретены мощи преподобного Аркадия Новоторжского (Вяземского) - самого любимого ученика Ефрема, прошедшего с ним долгий путь странноприимничества, иночества и ревностного служения Господу. Память преподобного Аркадия совершается 26 декабря, а обретение и перенесение его мощей празднуется 27 августа.
В XI-XII веках православная обитель, как и многие храмы земли Русской, во время междоусобных войн несколько раз подвергалась полному разорению. В 1237 году монастырь сильно пострадал от татаро-монгол. Поляки и литовцы дважды захватывали Борисоглебскую обитель. В 1258 году во времена правления литовцы полностью разорили ее, разогнав монашескую братию. В период правления , в 1607 году деревянные здания Торжка и монастырская Введенская церковь были сожжены поляками. В пламени пожара заживо сгорели настоятель обители архимандрит Константин и несколько иноков. На рубеже XIV-XV веков из-за многочисленных опустошений Борисоглебский монастырь был настолько разорен, что в нем не осталось ни одного монаха, владеющего грамотой, а внутреннее убранство обители было очень скудным.
В 1577 году храм украсился двумя приделами, а в 1620 году была заново отстроена Введенская церковь, сгоревшая в 1607 году. Сейчас каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - самое старое здание обители. В 1742 году очередной большой пожар почти полностью уничтожил монастырские строения.
В начале XVIII века наступил новый этап в истории обители - строились новые храмы, настоятельские и братские корпуса. В 1717 году была возведена церковь Входа Господня в Иерусалим. Большой вклад в украшение обители новыми храмами и часовнями внес архитектор Н. А. Львов, уроженец тех мест. По его проекту в 1757-1796 годах был возведен Борисоглебский собор, в 1804 году - надвратная церковь-колокольня Спаса Нерукотворного Образа, в 1809 году - Свечная башня.
Монастырь в годы советской власти
До прогремевшей на весь мир рабоче-крестьянской революции 1917 года жизнь в Борисоглебской обители ничем не отличалась от жизни в других русских монастырях - проводились церковные богослужения и отправлялись другие церковные требы. В 1919 году уполномоченными наркомата юстиции была вскрыта гробница преподобного Ефрема, в 1923 году мощи святого переданы для хранения в церковь Архангела Михаила в Торжке, а всего через три года, в 1926 году они бесследно исчезли. Агония Борисоглебской обители длилась несколько лет. В 1927-1929 годах братский корпус и церковь Входа Господня в Иерусалим новая власть отдала под валяльные мастерские, общежитие льносовхоза и склады. В 1931 году иноков репрессировали, а монастырь окончательно закрыли и до 1934 года в его стенах располагалось училище сельского хозяйства. После в нем размещалась воинская часть, авиационные склады, а с 1944 года - тюрьма строгого режима. В 1985-1988 годах монастырские здания отдали под медицинское учреждение - там находился лечебно-трудовой профилакторий для людей, страдающих алкогольной зависимостью.
В 1989 году профилакторий перевели в другое здание, а на территории обители разместился Всероссийский музей истории и этнографии. Это стало хорошим поводом к исследовательским и реставрационным работам, в результате которых были восстановлены главы двух церквей - Входоиерусалимской и Введенской, а также отремонтирована монастырская ограда и отреставрирована Свечная башня.
Возрождение жизни в обители
В 1993 году Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь возвратили РПЦ, оставив в его стенах также музей истории и этнографии. Епископ Тверской и Кашинский Виктор ходатайствовал перед Священным Синодом о назначении наместника обители, которым 2 октября 1993 года и стал клирик Тверской епархии игумен Вассиан (Кураев).
В 1995 году двери обители открылись для пяти монахов, ставших первыми насельниками после многолетнего перерыва в жизни монастыря. К 2003 году монахов было уже тринадцать. В декабре 1997 года, после передачи монастырю Введенской церкви стараниями духовенства и руководства музея истории и этнографии в ней начались восстановительные работы, а уже 24 июня 1998 года в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского в храме прошло первое богослужение. В настоящее время это единственный действующий монастырский храм, другие здания обители постепенно реставрируются. С мая 2010 года наместником монастыря является иеромонах Арсений (Леонов).
Загораются яркими жемчужинами возрождающиеся из руин православные обители, неся в мир свет добра, нравственности, человеколюбия и смирения. Одной из них по праву считается Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь - старинная православная обитель, древнейший монастырь на территории
В 1785-1796 гг. по проекту архитектора Н. А. Львова на его месте построили новый собор. Но фундаменты древнего собора можно видеть и сегодня. Первый камень при строительстве собора заложила Екатерина II .
Самая древняя постройка монастыря - Введенская церковь (XVII в.). В архитектурный ансамбль монастыря также входят: Надвратная церковь и Входо-Иерусалимская церковь.
Из монастыря отрывается прекрасный вид на реку Тверцу и Торжок.
На данный момент монастырь используется Православной Церковью и Всероссийским историко-этнографическим музеем.
Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница.
Основал монастырь преподобный Ефрем Новоторжский , судьба которого весьма необычна.
Скорее всего, в начале XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришёл из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира - Борису . Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год.
Возникает вполне законный вопрос, а зачем вообще пришли венгры на Русь? Как уже было сказано выше - ради карьеры. Но не только. И Киевская Русь, и Венгрия в то время представляли единое христианское пространство. Только после раскола христианства на православие и католичество в 1054 году Венгрия стала католической страной. До этого активную роль в христианизации Венгрии играли греческие священнослужители. Неслучайно, что 20 августа/2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых первого короля Венгрии Стефана , который правил и умер до разделения христианской церкви на православную и католическую, поэтому он почитается обеими концессиями, в том числе и верующими епархии Русской Православной Церкви в Венгрии.
Но вернёмся в Киевскую Русь, где в 1015 году трагически погибают Борис и его брат Глеб от рук своего же брата в борьбе за великокняжеский престол. Первым погибает Борис, а вместе с ним и брат Ефрема Георгий, который пытался защитить князя. Нападавшие не просто убивают Георгия , но отрезают ему голову, видимо, для того, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Поступок Георгия вполне понятен, дело в том, что русские дружинники в X-XI вв. получали шейную гривну в качестве награды, и довольно высокой. И Георгий, в отличие от своего брата Моисея , спасаться бегством не стал, а погиб в неравном бою как воин, защищая своего господина.
Мы не знаем, где был в это время Ефрем и, очевидно, никогда уже не узнаем. Но известно, что Ефрем вскоре пришёл на место трагедии, на берег реки Альты, и нашёл там отрубленную голову своего брата Георгия. Для этого у Ефрема было очень мало времени, если мы только представим, сколько диких зверей обитало в то время. Поэтому можно предположить, что он находился неподалёку от места трагедии. Охваченный ужасом, боясь разделить участь своего брата, Ефрем бежит на север в земли, которые в то время контролировал Новгород. Вскоре на берегу Тверцы он, как это написано в его Житии, «построил странноприимный дом и принял на себя подвиг стран-нолюбия».
Зачем же Ефрем взял с собой голову своего брата Георгия? Почему не захоронил её вместе с телом на месте его гибели? Ответ на этот вопрос находим тоже в его Житии: «...чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу». В 1572 году гробницу Ефрема вскрыли. «Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 года. Новго-род-ский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спраши-вал, где поло-жены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архи-епископ при-казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен-ным и ощутили благоухание». Как видим, ничего в Житии не сказано о голове Георгия. И это тоже загадка.
Собор, построенный Ефремом, простоял почти 750 лет. В 1785-1796 годах на месте старого обветшалого собора был возведён новый с тем же названием по проекту тверского архитектора Николая Александровича Львова . Императрица Екатерина II во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе торжественно заложила первый камень будущего собора, построенного в традициях палладианской архитектуры, ярым приверженцем которой был Львов. Но фундамент от древнего собора можно увидеть и сегодня.
Вслед за князем Борисом погибает и его брат Глеб . Многие историки считают, что за убийством князей стоит их брат Святополк , получивший прозвище Окаянный. Со временем Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. А вот когда именно произошла канонизация, учёные спорят до сих пор. Называются самые различные даты - 1020, 1039, 1071 годы.
Для определения даты канонизации мы используем несколько подсказок, которые нам предоставила история. Дело в том, что, будучи человеком глубоко религиозным, Ефрем мог начать строительство собора, посвящённого Борису и Глебу, только после их канонизации. Из его же Жития мы знаем, что Ефрем сначала получил благословение архиепископа Новгородского, а уж потом, в 1038 году, начал строительство монастыря. Кроме этого, известно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви. Это могло стать возможным только при условии их канонизации до разделения Церквей в 1054 году. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что канонизация Бориса и Глеба произошла на рубеже 1037-1038 годов.
Есть сведения, что ещё до сначала строительства монастыря Ефрем ездил в Киев. Может быть, даже неоднократно. Это могло произойти только после 1019 года, когда к власти в Киеве пришёл Ярослав Мудрый . Возникает вопрос: зачем? По всей видимости, он ездил в Киев неслучайно. Ефрем лично знал и любил убитых князей и как мог способствовал их прославлению. А как только это произошло, сразу же приступил к строительству собора и монастыря в их честь. Скорее всего, на берега Тверцы он возвращался не с пустыми руками.
Дело в том, что в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь, а в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским , бывшим князем Вышгородским, был вывезен меч Бориса, хранившийся в церкви в их честь, которая была построена в Вышгороде, недалеко от Киева, в 1115 году. Вполне возможно, что и в Борисоглебском монастыре могли оказаться реликвии, связанные с первыми русскими святыми.
Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в разные годы, не дали результата. Очевидно, что такая же участь постигла и частицу их мощей, оказавшуюся в Чехии. А двумя годами раньше, в 1238 году, Торжок в течение двух недель - с 21 февраля по 5 марта - сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал и был разграблен.
Мы не знаем точно, были некие артефакты, относящиеся к первым русским святым на Тверской земле в древнем Торжке, или нет. Мы может лишь надеяться, что они здесь были, а может быть, и есть до сих пор, пока под спудом.
Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России
Новоторжский Борисоглебский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры в Россию
- Туры на Новый год по всему миру
Предыдущая фотография Следующая фотография
Неизменно сильное впечатление на гостей Торжка производит территория Новоторжского Борисоглебского монастыря - одного из древнейших российских православных монастырей, основанного около 1038 года во времена княжения Ярослава I Владимировича почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Храм был заложен в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба, невинно убиенных своим братом Святополком.
Живописные виды с высоких берегов Тверцы в купе с величественной кладкой монастырских стен и богатым архитектурным ансамблем Новоторжского Борисоглебского монастыря - ради этого зрелища стоит побывать в Торжке!
Первый каменный собор ансамбля сильно пострадал в 1607 году при взятии Торжка польскими войсками. В конце 18 века был построен новый собор по проекту архитектора Львова Н. А.
Драматический факт: с 1925 по 1970 годы на территории монастыря размещалась тюрьма строгого режима, а затем до 90-х годов - лечебно-трудовой профилакторий, что изрядно поспособствовало разрушению ныне восстанавливаемого памятника.
Адрес: ул. Старицкая, 7, Торжок