Колизей - вечный символ рима. Кто построил Колизей: описание, местоположение, дата, причина и история создания, интересные факты, исторические события Амфитеатр флавиев
01.09.2016
Кто и когда построил Колизей?
Кто же не знает визитную карточку Рима, но когда, кем и для чего был построен Колизей в Риме - Италия? История римского Колизея или как он из амфитеатра Флавия превратился в Колизей. Но уж слишком много в истории древнего Рима не состыковывается, чтобы не задуматься и над этим новым чудом света и его происхождением.
Одного внимательного взгляда на Колизей хватает, чтобы обнаружить, что он сразу строился как «древние руины». Но примеры его довольно таки позднего строительства прекрасно видны. Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича». Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве?
Скорее, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.
Колизей (Colloseo) строился в периоды правления императоров Древнего Рима Тита Веспассиана и его сына Тита из династии Флавиев. Поэтому Колизей еще называют амфитеатром Флавиев. Началось строительство в 72 веке н. э. при Веспассиане, а закончилось в 80 г. при Тите. Веспассиан захотел увековечить память о своей династии и укрепить величие Рима, добавив к этому триумф Тита после подавления восстания иудеев.
Строили Колизей более 100 000 заключенных и пленных. Строительные камни добывались в каменоломнях под Тиволи (сейчас это пригород Рима с прекрасными дворцами, садами и фонтанами). Основными строительными материалами всех Римских сооружений являются травертин и мрамор. Как ноухау при постройке Колизея использовали красный кирпич и бетон. Камни вытесывались и скреплялись стальными скобами для укрепления каменных блоков.
Амфитеатры древности были чудесами архитектуры и инженерии, которыми не перестают восхищаться и современные специалисты. Амфитеатр Колизей, как и другие такие постройки, имеет форму эллипса, наружная длина которого 524м. Высота стен – 50 м. По большой оси длина стадиона 188 м, по малой оси – 156м. Длина арены составляет 85,5 м, ее ширина – 53,5 м. Ширина фундамента – 13 м. Построить такое грандиозное сооружение, да еще и на месте высушенного озера, ставило перед инженерами Флавиев ряд важных задач.
Во-первых, нужно было осушить озеро. Для этого была придумана система гидростоков, наклонов и желобов, которые можно увидеть и сегодня, попав во внутрь Колизея. Стоки и желоба использовались и для отведения ливневых потоков, стекавшихся в систему канализации древнего города.
Во-вторых, нужно было сделать мегаконструкцию настолько прочной, чтобы она не разрушилась под собственным весом. Для этого конструкцию сделали арочной. Обратите внимание на изображение Колизея – в нем арки нижнего яруса, над ними арки среднего, верхнего и т.д. Это было гениальное решение, способное удержать колоссальный вес, а также придать сооружению вид легкости. Здесь же нужно упомянуть и еще об одном преимуществе арочных конструкций. Их заготовка не требовала суперквалифицированного труда. Рабочие в основном занимались созданием стандартизированных арок.
В-третьих, был вопрос о строительных материалах. Мы уже упомянули здесь травертин, красный кирпич, мрамор, и использование бетона в качестве скрепляющего прочного раствора.
Удивительно, но древние архитекторы просчитали даже самый выгодный угол наклона, по которому нужно размещать сидения для публики. Этот угол составляет 30 ‘. На самых верхних сидениях угол наклона составляет уже 35’. Был еще ряд других инженерных и строительных вопросов, которые были успешно решены при возведении древней арены.
Амфитеатр Флавиев во времена расцвета имел 64 входа - выхода, что позволяло впускать и выпускать публику за считанное время. Это изобретение древнего мира используется при строительстве современных стадионов, которые одновременно могут впускать ручейками зрителей через разные проходы в разные секции, не создавая толпу. Кроме того, была продуманная система коридоров и ступеней, и народ мог подниматься на ярусы к своим местам очень быстро. И сейчас можно наблюдать номера, выгравированные над входами.
Арена в Колизее была покрыта досками. Уровень пола можно было регулировать с помощью инженерных конструкций. При необходимости доски убирались и появлялась возможность организовывать даже морские сражения и битвы с животными. Гонки на колесницах в Колизее не проводились, для этого в Риме был построен цирк Максима. Под ареной находились технические помещения. В них могли содержаться животные, оборудование и пр.
Вокруг арены, за внешним стенами, в подвальных помещениях гладиаторы ожидали своего выхода на арену, там были расставлены клетки с животными, были помещения для раненых и умерших. Все помещения связывались системой лифтов, поднимавшихся на тросах и цепях. В Колизее насчитали 38 лифтов.
С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором. Входы в амфитеатр были украшены мраморными статуями богов, героев и знатных горожан. Были выставлены ограждения, сдерживающие натиск толпы, стремящейся попасть вовнутрь.
В настоящее время внутри этого чуда древнего мира о его былом величии и удивительных приспособлениях свидетельствуют лишь грандиозные масштабы сооружения.
Арену окружали ряды сидений для публики, располагавшиеся в три яруса. Специальное место (podium) было отведено для императора, членов его семьи, весталок (жрицы-девы) и сенаторов.
Граждане Рима и гости рассаживались на сидениях трех ярусов, строго согласно социальной иерархии. Первый ярус предназначался для городских властей, знатных горожан, всадников (вид сословия в Древнем Риме). На втором ярусе были места для римских граждан. Третий ярус предназначался для бедноты. Тит достроил еще четвертый ярус. Могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам запрещалось находиться среди зрителей.
Во время представлений между зрителями сновали торговцы, предлагавшие свои товары и еду. Особым видов сувениров были детали гладиаторских костюмов и фигурки-изображения наиболее выдающихся гладиаторов. Как и Форум, Колизей служил сосредоточием социальной жизни и местом общения горожан.
Начало разрушения Колизея было спровоцировано нашествием варваров в 408-410 годах нашей эры, когда арена прибывала в запустении и без должного ухода. С начала 11 века и до 1132 года амфитеатр использовался знатными родами Рима, как крепость а борьбе между собой, особенно известны род Франджипани и Аннибальди. Которые были вынуждены уступить Колизей английскому императору Генриху VII, который передал его римскому сенату.
В результате мощного землетрясения 1349 года Колизею были нанесены сильные повреждения, а так же обрушилась южная его часть. После этого события древнею арену стали использовать для добычи строительного материала, но не только обрушенную его часть, камни выламывали и из уцелевших стен. Так, из камней Колизея в XV и XVI веке были построены венецианский дворец, дворец канцелярии (Cancelleria), палаццо-Фарнезе. Не смотря на все разрушения большая часть Колизея уцелела, хотя в целом великая арена осталась обезображена.
Улучшилось отношение церкви к старому памятнику древнего зодчества с середины 18 века, когда был избран папа Бенедикт XIV. Новый папа посвятил древнею арену Страстям Христовым - место, где пролита кровь христианских мучеников. По распоряжению папы посередине арены Колизея был поставлен больших размеров крест, а вокруг установить несколько алтарей. В 1874 году церковные атрибуты убрали из Колизея. После ухода Бенедикт XIV, церковные иерархи продолжали следить за сохранностью Колизея.
Современный Колизей, как архитектурный памятник, охраняется, а его обломки, по возможности, были установлены на прежние места. Несмотря на все испытания, выпавших на долю древней арены в течение тысячелетий, развалины Колизея, лишенные дорогой отделки, и сегодня производят сильное впечатление и дают возможность представить былое величие арены.
Сегодня Колизей - символ Рима, а так же известная туристическая достопримечательность.
Если внимательно присмотреться к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, то бросается в глаза, что края кирпичей обиты, весьма упорядочено, и обивка была произведена перед кладкой, а не с течением веков, что пытались изобразить, а кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент ХIХ века. Вся кирпичная кладка кажется примерно одинаковой и построена из однородного кирпича. Такое ощущение, что при строительстве Колизея сразу же поддельно создавалась видимость якобы многовекового изнашивания сооружения.
Еще лучше это видно в местах якобы «обрушившейся» кирпичной стены. Эти места кладки несомненно ненастоящие, построенные сегодняшнем «обрушившемся» виде. Если бы кирпичная стена подлинно обрушилась, то ее обнажившиеся «остатки старинных сводов» неестественно выглядят на гладкой кирпичной кладке Колизея. Все эти «переделки» сооружали сразу же при начальной постройке, так путались показать античность сооружения. Настоящие переделывания сводов неминуемы в старинных, зарывающихся в землю домах, смотрятся совершенно иначе.
К примеру, храм святой Ирины в Стамбуле- Константинополе. Там отлично представительны бесчисленные следы настоящих переделок. Причем, верхняя часть стен смотрятся значительно новее, чем нижняя, в которой видно больше перекладок. Но в Колизее стены странным образом идентичны: что наверху, что внизу.
В настоящих древних сооружениях низ строения расположен обыкновенно под землей или в котловане, если ведутся археологические работы. Церковь святой Ирины уходит под землю на глубину 4 метра. И речь идет о средневековой постройке. А окрест Колизея нет никакого заметного оседания в землю. Получается что за две тысячи лет, арена была погружена в какой-то вакуум и над ней были не властны правила природы, которые распространяются на все остальные места на планете, и являются, кстати, главной датирующей вехой в археологии.
Да что говорить, если под видом реконструкции, абсолютно неприкрыто, на виду у туристов, при помощи переносных строительных лесов, достройка Колизея происходит и в наше время.
Ватикан сильно и не прячет историю постройки. В Ватиканском дворце можно увидеть фреску, на которой изображены свежее спроектированные руины Колизея! Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору, что было бы неуместно для ангела? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением,написано: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII»
«Колизей - самый большой древнеримский амфитеатр и одно из чудес света. Находится в Риме на месте пруда. Начал строительство император Веспасиан Флавий, а закончил его сын в 80 г. н.э. император Тит Флавий… Изначально Колизей назывался, по фамилии императоров Флавиев, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (по-латински Colosseum, по-итальянски Coliseo) закрепилось за ним потом…. Это место было для граждан Рима местом веселья и зрелищ … Нашествия варваров положили начало разрушения амфитеатра. В XI-XII веках амфитеатр использовали как цитадель римские рода Аннибальди и Франджипани. Потом амфитеатр Флавиев перешел к Генриху VII, который преподнес его в дар римскому народу. Еще в 1332 г. здесь устраивали бой быков. Но скорее всего, в 1332 г. бои быков происходили не в нынешнем Колизее, а в том городском амфитеатре итальянского Рима, который позднее был, переделан в замок святого Ангела, но с той поры начинается его регулярный разгром …
Само слово "амфитеатр" объединяет в себе два греческих слова, означающих "двойной театр" или "театр с обеих сторон" и весьма точно передает архитектурные особенности данного вида древнеримской архитектуры. Что же касается названия "Колизей", то по одной версии оно происходит от латинского «сolosseum», что значит "колоссальный, а по другой - связано с располагавшейся неподалеку исполинской статуей Нерона, которая именовалась "Колоссом". Обе версии имеют равные права на существование, благо сходятся в одном - подчеркивают циклопические размеры Колизея. Недаром для его строительства было использовано более 100 тыс. куб. метров натурального камня, при этом 45 тыс. - для внешней стены. Неудивительно, что для подвоза мрамора была построена специальная дорога. Что же касается названия "Амфитеатр Флавиев", то оно обусловлено тем, что Колизей стал коллективным сооружением представителей этой императорской династии - Веспасиан, Тит и Домициан строили его 8 лет, с 72 по 80 год н.э.
Строительство было начато Веспасианом после его военных побед в Иудее, а завершал строительство уже его сын Тит, по свидетельству известного историка Светония - «При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он (Тит - прим. авт.) показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Такое начало истории Колизея в какой-то мере определило его дальнейшую судьбу - долгое время он был главным местом для специфических увеселительных зрелищ, которые так хорошо знакомы нам по современному кинематографу и художественной литературе - гладиаторские бои и травля зверей, лишь малая часть забав, которые влекли римлян к арене. Правление императора Макрина ознаменовалось для Колизея сильным пожаром, однако по приказу Александра Севера он был восстановлен, а в 248 году, при императоре Филиппе, в нем с большой торжественностью прошло празднование тысячелетнего существования Рима.
Согласно сохранившимся свидетельствам очевидцев, в ходе "торжеств" было убито 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей и десятки других животных, таких как лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме того, животными дело не ограничилось и восторженные зрители смогли лицезреть бои в общей сложности 2000 гладиаторов. Проходили столетия, а Колизей по-прежнему сохранял статус главного культурного центра Древнего Рима, практически не менялся и характера представлений для горожан - только в 405 году император Гонорий наложил запрет на проведение гладиаторских боев, поскольку это противоречило духу христианства, которое, начиная со времен Константина Великого, стало государственной религией Римской империи. Впрочем, звериные травли продолжали радовать римлян вплоть до смерти Теодориха Великого. Период Средневековья стал временем заката Колизея - в XI-XII вв., он служил крепостью для соперничавших между собой знатных родов Рима, особенно преуспели на данном поприще Франджипани и Аннибальди, которые в итоге вынужденно уступили Колизей императору Генриху VII. Последний подарил знаменитую арену римскому сенату и народу, благодаря чему, вплоть до первой трети XIV века в Колизее еще проводили разнообразные игры, включая бои быков.
Как это ни парадоксально, но причиной дальнейшего упадка Колизея стало его великолепие. Дело в том, что стены Колизея были сложены из крупных блоков травертинового мрамора, который добывали в городе Тиволи. Мраморные блоки скреплялись стальными скобами, благо были тщательно притерты между собой и не требовали раствора для лучшего сцепления. Примененные материалы, а также сама технология строительства привели не только к тому, что Колизей смог просуществовать многие века, но и к тому, что для римлян XV-XVI вв. он превратился в источник ценнейших материалов, к тому, же легко разбираемый на отдельные части. Мрамор Колизея внес свою долю в строительство Венецианского дворца, дворца Канцелярии и палаццо-Фарнезе.
Только в XVIII столетии римские папы сменили утилитарный подход к Колизею, так Бенедикт XIV принял его под свою защиту, превратив в своего рода христианское святилище - посреди арены был установлен огромный крест, который обрамляли алтари в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот комплекс был демонтирован уже в конце XIX века.
Внешняя сторона Колизея состояла из трех ярусов арок, между которыми располагались полуколонны, в нижнем ярусе - тосканского, в среднем - ионического, а в верхнем - коринфского стиля. Сохранившиеся изображения Колизея времен его славы, позволяют сделать вывод, что пролеты арок среднего и верхнего ярусов были украшены статуями. Над верхним ярусом был выстроен четвёртый этаж, представлявший сплошную стену, которая была рассечена коринфскими пилястрами на компартименты и имела по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. Карниз этого этажа имел специальные отверстия, для установки деревянных балок, служащих опорой для растягиваемого над ареной тента. На оконечностях большой и малой осей эллипса располагались четыре главных входа, представляющие собой трехарочные ворота, из них двое были предназначены для императора, а остальные использовались как для торжественных шествий перед началом представлений, так и для транспортировки в Колизей зверей и необходимых машин.
Зрители располагались на трибунах в соответствии со своим социальным статусом:
- нижний ряд, или подий (лат. podium) предназначался для императора, его семьи и высшей знати римского общества.
Отметим, что место императора возвышалось над остальными.
- далее, в три яруса, располагались места для публики. Первый ярус принадлежал городским властям и лицам из сословия всадников. Второй ярус был отведен для граждан Рима. Третий ярус занимали низшие сословия.
Под ареной располагался сложный лабиринт, для движения гладиаторов и содержания хищных животных, которых использовали для представлений.
В целом, одного лишь устройства Колизея, даже без учета его масштабов хватило бы для того, чтобы по-праву назвать это сооружение одним из "чудес света". В нем органично соединись символизм мощи Рима, архитектурная сложность, говорящая о высокой технологической культуре и языческое буйство дохристианского прошлого империи. В одном здании воплотился огромный пласт истории одного из древнейших государств, колыбели европейской истории. Колизей - это подлинное достояние мировой культуры, одна из тех немногих нитей, что делает зримой связь времен и эпох.
Вернемся к вероятной истории. Так, в XV и XVI в. папа Павел II использовал материал из амфитеатра возводя венецианский дворц, кардинал Риарио – при строительстве дворца Канцелярии, папа Павел III – дворца Фарнеце. Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV в. использовался для папских построек, после чего старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины. Однако большая часть амфитеатра сохранилась, Сикст V хотел воспользоваться ею и построил суконную фабрику, а папа Климент IX использовал здание амфитеатр, как селитровый завод. В ХVIII в. папы опомнились или решили, что на паломниках можно заработать больше, чем на селитре. Бенедикт IV (1740-1758) приказал установить на арене грандиозный крест, а окрест него ряд алтарей в память крестной смерти Спасителя, который убрали крест и алтари из Колизея только в 1874 г. вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали.
Итак, при Клименте IX (1592-1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто пруд. Ничего подобного в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть некое грандиозное сооружение, был папа Бенедикт XIV (1740-1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный амфитеатр», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего амфитеатра».
Вот что сообщает Энциклопедический Словарь: «Папы, правившие после Бенедикта XIV, в в частности Пий VII и Лев XII укрепили контрфорсами стены, угрожавшие разрушением (читаем между строк: построили стены), а Пий IX починил в амфитеатре ряд внутренних переходов (читаем между строк: выстроил внутреннюю часть). С значительной внимательностью оберегается Колизей современным правительством Италии. По его распоряжению, под руководством ученых археологов на арене раскопали подвальные помещения, которые использовались когда-то, чтобы выводить на арену людей и животных и декорации, или запруживая арену, устраивать «наумахии».
Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства? Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Этого всего в Колизее нет.
Теперь давайте рассмотрим историю римского Колизея в исторических источниках, а что они нам рассказывают об этом древнем амфитеатре, да еще и Флавиев. Ведь в них же должны были рассказать о таком достопримечательном строении как Колизей. Но так получилось, что ни одна летопись о Колизее ничего не упоминает. Вот два наиболее ярких примера.
Лицевой летописный свод - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил амфитеатр Колизей. Вообще, Лицевой летописный свод очень подробная летопись и содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, изготовленный специально для царей. Поэтому если даже там нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI-XVII в. о Колизее ничего не знали. Поразительно, но таких упоминаний действительно нет.
Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых первым Флавием в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. Вот отрывок:
«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда, и все чудесное и недоступное было, там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате».
Лицевой свод повествует о достопримечательных сооружениях Веспасиана в Риме, построенных вслед за окончанием Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.
Ничего не сообщает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 г. - мировой летописный свод, в котором подробно описаны все римские происшествия. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храм мира сооружается, в нем же возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, си есть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени».
На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо амфитеатре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Как же так, что не Лютеранском хронографе, как и Лицевом своде, не упомянут Колизей. Хотя написан он в 1680 г. и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII в. Почему же автор второй половины ХVII в. его еще не знает? Получается, что в ХVII в. Европа действительно еще ничего не знала о Колизее.
Давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем амфитеатре древнего Рима, грандиозном Колизее? Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт 1 века н.э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света».
Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в Италии, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте? И еще о один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем уже после того, как было решено построить римский Колизей, и требовалось создать ему историю, найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?
Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано, примерно, то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений: храм Мира, еще один храм,некий безымянный амфитеатр посреди города. Светоний пишет: « … предпринимал Веспасиан и новые стройки: храм Мира… храм Клавдия… амфитеатр в центре города…». Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.
Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей».
Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и создан был амфитеатр огромного размера. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр, ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду совсем другой амфитеатр?
В наше время, Колизей находится под особенной охраной итальянского правительства, ведутся работы по сбору хаотично раскиданных мраморных обломков и установки их на предположительно предназначенных для этого места. Идущие рука об руку археологические раскопки и восстановительные работы позволили сделать целый ряд замечательных открытий. Однако в наши дни перед защитниками этого уникального памятника встают новые проблемы - начиная от многочисленных туристов, многие из которых не прочь прихватить с собой что-нибудь "на память" до негативного воздействия на камень Колизея атмосферного загрязнения, вибрации, вызванной городским движением и прочими факторами техногенного характера.
Несмотря на свою сложную историю и непростое существование в наши дни, Колизей, пусть и в виде развалин сохранил настолько величественный вид, что по результатам голосования был в 2007 году признан одним из 7 Новых чудес света.
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии:)
Поделились
Колизей в Риме – одно из самых противоречивых сооружений Вечного города. Это не только самый большой амфитеатр в мире и символ экономического могущества Римской империи, которая могла себе позволить дорогостоящее и трудоемкое строительство. Он воплощает собой не самые лучшие устремления человеческой души, порой жаждущей крови, «хлеба и зрелищ».
Построенный как подарок римскому народу, Колизей долгое время использовался императорами для повышения собственной популярности. Землетрясения и человеческие руки мало что оставили от былого великолепия Колизея, но даже сегодня он остается молчаливым напоминанием о расцвете и закате Римской империи. Если вспомнить пророчество английского монаха Беды Достопочтенного, то: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим, но если падет Колизей, падет и Рим, а если падет Рим, падет весь мир».
Содержание статьи:
1. Когда и кем был построен Колизей
В I в. н.э. полубезумный император Нерон приказал построить для себя великолепный дворец, который должен был занять склоны сразу трех римских холмов. Дворец, называемый «Золотым домом Нерона» (Domus Aurea), простирался на огромную территорию: современники даже горько шутили, что римлянам придется переселиться в соседний город.
Среди садов Нерон повелел поставить статую высотой 37 м, посвященную себе любимому в образе Колосса Родосского. Неподалеку от статуи по прихоти императора было выкопано искусственное озеро, заполненное соленой водой.
После самоубийства Нерона в 68 г. н.э. к власти пришел новый император Тит Флавий Веспасиан, который основал династию Флавиев, правивших Римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец ненавистного предшественника, а на месте искусственного озера заложить фундамент эллиптической формы, то есть будущий Колизей. Идея Веспасиана была в том, чтобы преподнести гражданам Рима грандиозный подарок и подчеркнуть, что новая императорская династия будет заботиться о них и их нуждах (в противовес Нерону, который думал только о себе).
Строительство Колизея началось при императоре Веспасиане в 72 г. н.э. и завершилось при его сыне и преемнике Тите в 80 г. н.э. Для строительства использовался распространенный в Риме камень травертин. Блоки крепились между собой железными зажимами без всякого раствора. Чтобы возвести огромное сооружение, использовался труд 60 000 евреев , которые были угнаны в рабство в результате Иудейской войны и разграбления Иерусалима (эта история изображена на арке Тита на Римском форуме).
2. Откуда возникло название «Колизей»?
По одной из самых распространенных версий, название Колизея произошло от гигантской статуи императора Нерона в образе Колосса Родосского, находившейся рядом с искусственным озером и будущим амфитеатром. Colossus в переводе с латыни означает «великан», «колосс» , colosseus - «громадный», «колоссальный».
Кстати, статуя Нерона сохранилась, а не была разрушена Веспасианом. По его приказу, статуе приделали голову бога солнца Гелиоса с солнечной короной. В Средние века статуя была расплавлена (бронза понадобилась для более утилитарных целей).
Официальное же название Колизея – амфитеатр Флавиев , так как он был построен во времена правления династии Флавиев, основателем которой стал Веспасиан, правивший после Нерона.
Табличка с надписью на латыни «Амфитеатр Флавиев»
3. Как был устроен Колизей?
Колизей имел форму эллипса и состоял, как улей из сот, из 240 огромных арок, расположенных в 3 яруса. Его размеры впечатляют: до 50 м в высоту (а это 12-этажное здание!), 189 метров в длину и 156 метров в ширину. Общая площадь сопоставима с размерами 3 футбольных полей!
Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями. Арена Колизея имела деревянный, обычно засыпаемый песком пол, который мог опускаться и подниматься. Потолка не было – с помощью системы канатов, блоков и мачт можно было быстро натягивать тент, защищавший зрителей от дождя и палящего солнца.
При внуке Веспасиана Домициане был построен подземный этаж – знаменитый гипогей с его сложной двухуровневой подземной системой клеток и тоннелей, в которых размещались животные и гладиаторы. Участники битв и декорации поднимались на арену верхнего уровня с помощью подъемных механизмов. В деревянном полу были скрытые ловушки-люки, добавлявшие зрелищности боям, так как они позволяли неожиданно выпустить на арену дикое животное. Толпе особенно нравился этот трюк.
В Колизее даже устраивали сражения на воде с участием морских кораблей – наумахии. Но, по последним исследованиям, если в Колизее и устраивались наумахии, то только в самом начале, до строительства подземного этажа.
4. Сколько зрителей вмещал Колизей?
Колизей имел 80 рядов зрительских мест и мог вмещать до 50 000 человек (по некоторым данным, до 60 000 и даже 80 000 человек). 80 входов позволяли в течение 10 минут заполнять и освобождать Колизей без толчеи и давки. Интересно, что вход в Колизей для граждан Рима был бесплатным, поэтому з рители набивались в амфитеатр, при всех его гигантских размерах, как сельди в бочке . Более того, здесь же раздавали и бесплатную еду – формула «хлеба и зрелищ» работала на императорскую власть безотказно.
В нижней части, ближе всего к арене, располагались места для привилегированных слоев – сенаторов и весталок. Самый лучший обзор был у императора, который сидел на троне под балдахином. Более удаленные от арены ряды занимали плебеи-мужчины (самый большой сегмент аудитории), а на самых дальних рядах сидели женщины и рабы.
5. Гладиаторские бои в Колизее
Известность Колизею принесли проводившиеся здесь гладиаторские бои, воспроизведение известных сражений, казни и травля диких животных. Если в Древней Греции популярностью пользовались спортивные состязания и театральные постановки, то в Древнем Риме пальма первенства всегда оставалась за куда более кровавыми зрелищами.
Самые первые битвы гладиаторов в Колизее, проведенные в 80 году, продолжались 100 дней и были приурочены к военным победам императора Тита в Иудее. Одни из самых масштабных игр в Колизее состоялись в 107 г. н.э. по случаю военных побед императора Траяна в Дакии: в них приняли участие 11 000 животных и 10 000 гладиаторов, и длились они 123 дня.
Если гладиатор заслуживал себе хорошую репутацию боями и храбростью, то ревущая толпа умоляла императора освободить его. В этом случае гладиатору вручался деревянный меч, означающий, что он свободный человек, и ему больше никогда не придется сражаться.
Окончательно гладиаторские бои сошли на нет в V в. н.э.: не только из-за распространившегося христианства, но и из-за дороговизны их подготовки и обветшания Колизея.
Помимо боев людей с людьми, толпу развлекало зрелище битв с различными экзотическими животными : от носорогов, львов, леопардов и слонов до крокодилов и страусов. Гладиаторов, обученных биться с животными, называли бестиариями. Часто к битве с дикими зверями приговаривали преступников и военнопленных, но без какого-либо обучения, оружия или брони.
Интересно, что бывали случаи, когда зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, бросали на арену, если их поведение чем-то не нравилось императору. А среди всех римских императоров только Коммод, отличавшийся жестокостью и распутством, принимал участие в гладиаторских боях на арене. Разумеется, Коммоду в реальности ничего не угрожало: битвы были подстроены так, чтобы император побеждал, убивая своих противников под восхищенный рев толпы.
Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 435 г. н.э., а последняя инсценировка охоты на диких зверей – в 523 г. н.э. По подсчетам, за несколько сотен лет, что Колизей использовался в качестве развлекательного сооружения, на его арене были преданы смерти 500 000 человек и около 1 000 000 животных. В результате были уничтожены некоторые виды зверей: например, в Северной Африке полностью исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты.
Колизей, где погибли столько животных и людей, сегодня является символом движения против смертной казни. Колизей меняет цвет своей подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.
6. Кто спас Колизей от полного разрушения
После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. Его многочисленные аркады были облюбованы ремесленными мастерскими. Некоторое время он использовался как жилищный комплекс и даже кладбище. В XIII в. могущественная римская аристократическая семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.
Позже Колизей был превращен в гигантскую каменоломню: камень травертин и мрамор из амфитеатра использовался для строительства церквей, мостов, домов аристократических семей и даже здания канцелярии Римского папы.
Вдобавок мощное землетрясение 847 г. серьезно повредило южную часть Колизея. В итоге до наших дней сохранился лишь остов грандиозного амфитеатра. Но могло не быть и этого. От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV. Он освятил древний амфитеатр в память о ранних христианах, умерших здесь мученической смертью. Тогда же появился и крест, выбитый в камне, который можно увидеть в Колизее до сих пор.
Колизей до сих пор тесно связан с Римской католической церковью. По сложившейся традиции на Страстную пятницу около 9 вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» (Via Crucis) , воссоздающее в памяти христиан основные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа. Богослужение «Крестного пути», возглавляемое Папой, представляет собой факельное шествие, состоящее из 14 стояний (эпизодов последнего дня земной жизни Христа, от осуждения на смерть до погребения), во время каждого из которых произносится молитва.
7. Концерты и мероприятия в Колизее
В наши дни Колизей – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и одно из 7 новых чудес света, за который в 2007 году проголосовало более 90 млн человек. Это вторая по посещаемости достопримечательность Италии.
В Колизее выступали известные артисты, такие как Пол Маккартни, Элтон Джон, Стивен Тайлер из Aerosmith. В летнее время здесь проходят концерты.
8. Где находится и когда работает Колизей
Колизей находится в самом сердце исторической части Рима, рядом с форумами. Ближайшая станция метро: Colosseum (синяя ветка B). Адрес Колизея: piazza del Colosseo, 1.
Время работы Колизея:
- Со 2 января по 15 февраля: 08.30 – 16.30 (последний вход в 15.30)
- С 16 февраля по 15 марта: 08.30 – 17.00 (последний вход в 16.00)
- С 16 марта по последнюю субботу марта: 08.30 – 17.30 (последний вход в 16.30)
- С последнего воскресенья марта по 31 августа: 08.30 – 19.15 (последний вход в 18.15)
- С 1 по 30 сентября: 08.30 – 19.00 (последний вход в 18.00)
- С 1 октября по последнюю субботу октября: 08.30 – 18.30 (последний вход в 17.30)
- С последнего воскресенья октября по 31 декабря: 08.30 – 16.30 (последний вход в 15.30)
Бесплатное посещение Колизея и Римского форума: первое воскресенье каждого месяца. На этот день нельзя забронировать билет онлайн, нужно стоять в общей очереди на вход. Будьте готовы к длительному ожиданию и большим туристическим толпам.
9. Как купить билеты в Колизей
Стоимость билета в Колизей (на 2018 год): 12 евро взрослый, бесплатно для детей до 18 лет. Стоимость верна, если вы покупаете билеты на месте в кассе.
Лайфхак: можно купить билет не в кассе Колизея, куда всегда стоит очередь, а в кассах Палатинского холма или Римского форума, где немного свободнее (в любом случае лучше приходить в раннее утреннее время, когда нет больших толп). Вход на Палатинский холм находится к югу от Колизея на Via di San Gregorio, вход на Римский форум – со стороны Via dei Fori Imperiali.
Как купить билет заранее онлайн и не стоять в очереди? Для этого нужно зайти на официальный сайт для покупки билетов в Колизей и Римский форум: https://www.coopculture.it/en/colosseo-e-shop.cfm Подробная инструкция по покупке билетов в Колизей – в статье.
Билет дает право на одно посещение Колизея, Римского форума и Палатинского холма, по одному посещению в течение 2 дней с момента первого входа. Римский форум и Палатинский холм находятся рядом друг с другом, и вы можете свободно перемещаться между ними, хотя у них есть и отдельные входы. Но обратите внимание, что они считаются единым целым, то есть вы не можете в первый день посетить Римский форум, а на второй день – Палатинский холм.
10. Колизей в Риме: экскурсии и квесты
- Колизей входит в маршрут обзорного квеста по Риму
- Колизей входит в маршрут семейной обзорной экскурсии-квеста
- Если вы хотите увидеть Колизей не только снаружи, но и изнутри, то обязательно сходите на экскурсию с посещением Колизея и Римского форума. По запросу проводятся экскурсия и экскурсия по Колизею с посещением арены и подземных галерей, где гладиаторы и дикие звери ожидали своего выхода
- Новинка: квест по Колизею . Всего за 19 евро за всю вашу компанию! Без привязки к гидам, группам и времени. Ваше самое увлекательное приключение начнется с самого большого амфитеатра в мире!
Наверно, не найдется на земле человека, не ведающего, что такое Колизей и в какой стране он находится. Всемирно известный Колизей в Италии, (ит. «колоссео» — гигантский, великий) – одна из самых прославленных и величественных руин с мировой известностью.
Колизей в Риме по праву можно назвать основной реликвией древнего Рима, сохранившейся в наши дни.
Что такое Колизей? Это полуразрушенная гигантская арена эллипсовидной формы, выстроенная в первом веке нашей эры, с неповторимой историей и колоссальной вместимостью. Недаром для тех, кто приехал осмотреть достопримечательности Рима, Колизей частенько становится самой желанной целью.
За весь период существования эта постройка претерпела огромное количество событий. Итак, Колизей, история. Сколько лет Колизею в Риме? Строительство гигантской арены началось в 72 году н. э. императором Титом Веспасианом на месте выстроенного тираном – самодуром Нероном Золотого Дома. После самоубийства последнего римляне с радостью приняли известие о переходе власти к представителю Флавиевой фамилии Веспасиану, задумавшему великое дело – наведение порядка в Риме, в том числе восстановление старых и возведение новых зданий.
Строительство продлилось несколько лет, и завершилось в 80 году н. э., когда на трон взошел сын Веспасиана – император Тит.
В честь фамилии рода, откуда берут начало корни императоров Веспасиана и Тита — тех, кто построил Колизей в Риме, здание получило первоначальное название – Амфитеатр Флавиев.
Когда был построен Колизей в Риме, весь город охватили масштабные гуляния, продолжавшиеся больше трех месяцев подряд. Жители Рима, уставшие от многочисленных сборов, установленных прежним правителем, с радостью окунулись в буйство праздника.
Здание процветало в первоначальном виде в течение четырнадцати веков благодаря тому, что им всегда владели представители знатных фамилий. Однако, в 14 веке Рим постигло масштабное землетрясение, и постройка претерпела значительные разрушения. Этим моментально воспользовались местные знатные жители, которые буквально разобрали его на части, которые использовали потом для украшения своих домов, вилл и прочих строений.
Все подробности из истории величайшего Колизея вы узнаете из видео:
Римляне разнесли по домам не менее одной трети всего Колизея, и продолжалось это легальное хищение до середины 18 в. – произвол был прекращен по велению тогдашнего главы Римской церкви Папы Бенедикта. Поэтому, если говорить о том, кто разрушил Колизей в Риме, нелицеприятный ответ очевиден. Ведь многие здания города созданы во многом из материалов и декоративных элементов его стен.
Вид Колизея снаружи, его размеры и интерьер
Экстерьер строения – это стандартная для той поры гигантская арена с окружающими ее ярусами, где расположены места для зрителей. Снаружи театр выложен травертиновым мрамором, привезенным из провинции Тиволи и укрепленным с помощью свай из металла. Всего на строительство здания ушло более ста тысяч кв.м. камня.
Фасад здания украшали арочные конструкции, выстроенные в несколько рядов, а между ними – колонны, созданные в разных древнеархитектурных стилях.
По сохранившимся древним источникам (монетам, изображениям) можно сделать вывод, что в промежутках между арками и колоннами в изобилии возвышались древнеримские статуи атлетов. И если бы здание не подверглось позже многочисленным разрушениям, описание Колизея было бы значительно объемнее.
Всего в строении насчитывалось около восьмидесяти входов, где пришедшим на представление выдавались каменные таблички с высеченными на них номерами ряда, места и сектора.
В Колизее насчитывалось около восьмидесяти входов
Властителю Рима были предназначены четыре входа, расположенных на северной стороне, через остальные входили прочие люди, купившие билет на зрелище. На первом ярусе имел право восседать лишь правитель, остальные кресла распределялись согласно могуществу зрителей. Сразу за императорскими местами находились ложи для знатных вельмож, а сразу за ними – места для воинов, для солидных горожан, и для простого люда.
Позже была выделена площадь для бедняков, где просмотр осуществлялся лишь стоя на ногах.
По разным данным, Колизей в Риме имел вместимость от 60 до 85 тысяч человек. Были и те, кто взирал на происходящее на арене стоя, так как жаждущих кровавых зрелищ было огромное количество.
Размеры Колизея в Риме поражают своей масштабностью. Арена Колизея имеет форму эллипса, 85 метров в длину и 53,5 – в ширину. Периметр постройки насчитывает без малого 525 метров, а высота стен составляет примерно 50 м.
Зрелища
Зрелища, происходившие на арене Колизея, современному человеку выдержать было бы, скорее всего, невозможно.
Начинались они довольно безобидно. На арене с помощью устроенной катапульты появлялись карлики, уродцы и просто шуты, которые затевали свои постановочные побоища без малейшего кровопролития. Следующим номером выступали дамы – воительницы, которые стреляли из луков. А вот после этих вступительных номеров начиналось настоящее кровопролитие. Сильнейшие римские гладиаторы сражались на арене до смертельного поражения одного из них, а толпа дружно скандировала призывы «Убей! Убей!».
Бои гладиаторов были настолько ожесточенными, что зачастую заканчивались смертью одного из соперников
Также популярны были и бои гладиаторов с дикими зверями, коих было растерзано на арене Колизея, по разным данным, от 6 до 10 тысяч. И только когда христианская религия отметила столетний юбилей, смертельные игры запретили, однако, зверей продолжали использовать для жестоких зрелищ еще несколько столетий. Любовью зрителей пользовались и морские бои, для этих целей арена наполнялась водой.
Колизей в Риме: настоящее время
Как известно, в наш век жестокие кровопролитные забавы полностью запрещены. И римская арена гладиаторов превратилась в мертвый исторический памятник для осмотра туристами, мечтающими сделать побольше фото Колизея в Риме? Как бы не так!
Безусловно, это здание имеет непревзойденную историческую ценность, недаром в знаковую дату — 07.07.2007 г. – римский Колизей признан входящим в семерку Чудес Света.
Кроме того, это место излюблено знаменитостями с мировой известностью. Так, в начале двухтысячных годов на его арене выступали Рэй Чарлз и Пол МакКартни, а позже – Билли Джоэл и Элтон Джон.
В наши дни в Колизее часто выступают звезды мирового уровня
Расположение, часы работы
Любого римского туриста интересует вопрос, где находится Колизей. Для посещения этого величайшего памятника истории нужно добраться до Пьяцца де Колоссео, район Целио.
Доехать до Колизея можно:
- на метрополитене, остановка Колоссео либо Манцони (отсуда Вам нужно пересесть на трамвай под номером 3);
- На автобусах № 60, 75, 85,87,175, 186, 850, 271;
Часы работы Колизея в Риме зависят от времени года и наплыва туристов. Время открытия всегда одно: девять часов утра.
А вот закрытие происходит в следующем порядке:
- С начала апреля и по август включительно – в 19 часов;
- Весь октябрь — в 18 часов 30 минут;
- С начала ноября и до середины февраля Колизей закрывается в 16 часов 30 минут;
- С середины февраля и до середины марта главная арена Рима принимает гостей до 17 часов местного времени включительно.
Экскурсия: с чего начать
Что касается покупки билетов на осмотр главной исторической реликвии Рима, то их можно приобрести непосредственно в кассе, но придется отстоять длиннейшую очередь под жаркими лучами римского солнца.
За билетами в кассу Колизея придется отстоять огромную очередь
Можно довольно просто избежать этой малоприятной процедуры, ведь Колизей имеет официальный сайт coopculture.it, посетив который, можно приобрести билеты на экскурсию онлайн, заплатив 12-14 евро за билет. Правда, в этом случае придется внести и сбор за бронирование в размере 2 евро.
Но зато по этому билету, действительному в течение двух суток, можно осмотреть не только сам Колизей, но и Форум в Риме, и Палатинскую возвышенность!
Важно: в Римском Форуме очередь гораздо короче, но в стоимость билета также входят и осмотр Колизея, и восхождение на Палатинский холм. Поэтому, если Вы по какой – то причине не успели приобрести билеты онлайн, то лучше купить их в кассе Римского Форума.
Экскурсии по Колизею стоимостью около 60 евро (а если группа больше, то стоимость снижается) проводятся в течение каждых 30 минут, обойдутся они в 6 евро. Всесторонне эрудированные экскурсоводы поведают Вам многие интересные факты о Колизее, причем речь гида переводится на несколько языков. Только не забудьте об удобной обуви для экскурсии, ведь все экскурсии по Колизею длятся не менее часа.
Как выглядит Колизей внутри — смотрите в видео:
Многие посетители предпочитают приобретать услугу аренды аудионаушников, причем в комплект входит и карта, стоят эти девайсы примерно 4,50 евро. Поэтому, осматривая Колизей в итальянском городе Рим и приобретя услугу «карта + наушники», турист получит исчерпывающую информацию о том месте, где он в данный момент находится и какую именно часть Римской арены в данный момент осматривает.
Заключение
Путешествие в Италию немыслимо без осмотра Рима и его красивейших достопримечательностей!
Отправляясь в Италию, непременно стоит увидеть седьмое Чудо Света - Колизей.
А отправляясь в итальянскую столицу, обязательно запланируйте посещение места, о котором повествуют многочисленные художественные произведения, отсняты сотни красочных фильмов, седьмое Чудо Света — Колизей.
Колизей – наиболее узнаваемая достопримечательность Рима. Его контуры часто изображают на открытках, а вот увидеть другие ракурсы и даже побродить внутри смогут только те, кто посетят столицу Италии. Без малого два тысячелетия этот амфитеатр собирает зрителей и туристов у своих стен. Название «Колизей» на латыни означает «огромный», «колоссальный». Таким он представлялся древним римлянам, но и сегодня его величие трудно приуменьшить. Кроме немалых размеров, впечатляет историческое и культурное значение Колизея.
Исторические факты
Император Веспасиан (9-79 гг. н.э.), основатель династии Флавиев, отличался большой любовью к архитектуре. В период его правления было восстановлено много древних храмов и построены новые величественные сооружения. В 72 г. он решил увековечить свою династию и поручил строителям построить самый большой амфитеатр среди существовавших на тот момент.
Строительство очень широко развернулось у границы Форума. Чтобы поскорее завершить работы, была привлечена огромная армия рабочих. В ней находилось около 100 000 человек, большинство из которых были пленными или рабами. Всего за 8 лет римский Колизей в Италии был завершен и полностью удовлетворил ожидания императора.
Несколько веков амфитеатр оставался важнейшим сооружением для римлян. Оно являлось постоянным напоминанием о создателе, до середины VIII века люди называли его не Колизеем, а амфитеатром Флавиев. На арене регулярно проводились импровизированные представления, бои между гладиаторами и хищными животными. Позже на арене начали проводить казни первых христиан. Такая слава привела к запустению Колизея. Император Константин I запретил проводить развлекательные мероприятия на сцене с кровавой историей. На несколько веков он пришел в запустение и использовался только как памятное место, где лишали жизни первых христианских мучеников.
До начала XVIII века никто не обращал внимания на техническое состояние Колизея. Он постепенно разрушался, перекрытия прогнили, а отдельные камни жители разбирали для строительства собственных домов. Часть постройки навсегда исчезла с лица земли. Только в XIX веке служители католической церкви решили приступить к реставрации Колизея, чтобы сохранить хотя бы внешние очертания древнего памятника истории для потомков.
Понадобилось несколько десятилетий, а также знания в областях истории, архитектуры и искусства, чтобы амфитеатр обрел тот облик, который видят туристы сейчас.
Как устроен Колизей
Ученые предполагают, что современный Колизей – это лишь треть того, который красовался в Риме несколько веков тому назад. Во время многочисленных представлений на трибунах могли сидеть 50 000 зрителей и оставалось еще 18 000 стоячих мест.
Чтобы сделать конструкцию легче, а значит уменьшить нагрузку на фундамент, в стенах было сооружено 240 огромных арочных проемов, которые располагались в 3 яруса. Внутри арки выполнены из овального кирпича, обмазанного бетоном, а снаружи отделаны травертином. Длина стен составляет 524 м при ширине 156 м и высоте 57 м. Терракотовые кирпичи впервые были использованы именно при строительстве Колизея. На всю конструкцию потребовался почти миллион единиц кирпича.
Позже над трибунами соорудили еще один сплошной ярус. В его стенах сохранились отверстия для палок, поддерживавших тент. Так было удобнее защищаться от палящего солнца или дождя. Есть и детали, назначение которых пока не удалось разгадать. Так, небольшие столбики на мостовой могли служить ограничителями для толпы или основанием для еще одного тента.
Вдоль стен располагались внутренние помещения Колизея. В сводчатых галереях могли находиться торговцы и места для отдыха зрителей. Хотя арок в ярусах очень много, каждая из них уникальна. Отличается угол к солнцу и внутреннее оформление.
В первом ярусе располагалось 76 проходов для горожан. У каждого из них есть собственная римская нумерация. Множество арок позволяло ускорить передвижение зрителей и уменьшить давку в проходах. Даже большая толпа полностью размещалась или покидала Колизей всего за 5-10 минут.
Отдельного внимания заслуживают опоры, каждая из которых отличается по стилю оформления. Они придавали амфитеатру дополнительную легкость. Колонны первого яруса выглядят самыми тяжелыми, это дорические каменные изваяния. Во втором ярусе представлены ионические колонны из бетона, а третий ярус украшают легкие коринфские опоры с лепниной в виде листьев. Предполагается, что под арками верхних ярусов устанавливали скульптуры, но обнаружить остатки хотя бы одной из них пока не удалось.
Сама арена имеет овальную форму, что лишало сражающихся возможности укрыться в углу от острого копья или клинка. Пол был дощатым, это позволяло быстро заменить покрытие или залить воду для морского сражения. Клетки для пленников и хищников появились значительно позже. Под сценой была оборудована подземная поворотная система и другие коммуникации. Деревянные перекрытия не дошли до нашего времени, зато разрушения открыли возможность хорошо изучить подземный план.
Долгие годы туристы могли осматривать Колизей только по ночам, однако со временем ученые загорелись желанием увеличить его популярность. После долгих реконструкций были разработаны комплексные экскурсионные туры для всех желающих ближе узнать древнейшее сооружение.
Величие римского Колизея
Именно здесь с трибун кричали фразу «Хлеба и зрелищ». Столетиями зрители радовались кровавым представлениям, решая судьбу животных или людей. В репертуаре Колизея была богатая программа побоищ и поединков. Первые протестующие против жестоких представлений появились в начале V в., однако большинство продолжало наслаждаться жестокими представлениями. Однажды зрители даже забили камнями монаха Телемаха, в ответ на его протесты против кровопролития.
С 521 года бои и схватки с животными были прекращены. Популярность Колизея осталась в прошлом, однако великое сооружение продолжало оставаться символом Римской Империи. Говорили, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.
Информация для туристов
Несколько лет назад попасть в Колизей можно было в любое время суток. Это развязывало руки некоторым злоумышленникам, и затрудняло контроль за сохранностью памятника. С тех пор охрана увеличена и установлен следующий режим работы:
- 9:00-19:00 (с апреля по октябрь);
- 9:00-16:00 (с ноября по март).
По вечерам вокруг Колизея включается отличная иллюминация, так что побродить в окрестностях амфитеатра интересно и в сумерках.
Чтобы попасть внутрь Колизея, необходимо оплатить 12 евро. Детям, студентам и пенсионерам предоставляются скидки. За билетами с утра выстраивается большая очередь, поэтому целесообразно покупать их заранее в специальных кассах или на официальном сайте: www.the-colosseum.net .
Как добраться
Чтобы увидеть Колизей, нужно приехать на площадь Колизея в Риме. Проделать путь можно на метро, трамвае №3 или автобусе маршрутов №60, 85, 175, 271, 850. Остановка называется так же, как и сама достопримечательность.
Почему Колизей носит такое имя? Как он менялся на протяжении веков? И, самое главное, какие тайны хранит достопримечательность Италии номер один?
"Внимание, ведутся строительные работы"
Для того, чтобы построить , римлянам понадобилось немногим более пяти лет: с 75 до 80 г. н.э. Колизей был и остается одним из самых грандиозных строений : только на возведение внешних стен были использованы более 100 000 кубических метров травертина (известкового туфа). Результат был "colossale" (колоссальным): амфитеатр, протяженностью 189 метров, шириной 156 метров и высотой 48 метров, был способен вместить от 50 до 70 тысяч зрителей на общей внутренней площади в 24 000 квадратных метров.
Арена. Входов в амфитеатр было всего 80, арена, где велись бои, имела эллиптическую форму, с длиной осей около 80 и 50 метров и, вероятно, была покрыта деревянными балками.
Один день в Колизее
Распорядок дня в амфитеатре был предопределен и строг. Вечером перед предстоящим сражением "editor", то есть тот, который организовывал игры, предлагал гладиаторам ужин, который был открыт для общественности: это делалось для того, чтобы толпа могла поближе рассмотреть участников поединков. На следующее утро бойцы открывали день "парадом" в амфитеатре, в богатых доспехах и при полном вооружении. Затем начинались бои между животными или между животными и людьми.
Смертельный обед
Обеденные часы в Колизее были зарезервированы для казней приговоренных к смерти: людей сжигали на кострах, распинали или отдавали на съедение диким зверям. Все это проходило в формате лайв-шоу.
Гвоздь программы
Самым ожидаемым было шоу, проходящее в послеобеденное время - дуэли между гладиаторами: Munera. Согласно распространенному толкованию, гладиаторы выходили на поле колонной, становились перед императором и выкрикивали: "Ave caesar, morituri te salutant". На самом деле, Цезаря приветствовали очень редко.
Тайна имени
В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название "Колизей" появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя "Колоссео" амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с "Колоссом" Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).
О происхождении названия "Колизея" ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола).
Противосолнечное покрытие и бронь мест
В особо жаркие солнечные дни Колизей покрывали завесой из около 80 треугольными кусками парусины, которые были протянуты через 320 кабелей поддержки. Причину легко понять: завеса защищала от солнечных ожогов зрителей во время дневных шоу.
Места в Колизее было строго зарезервированы. На верхних рядах располагались деревянные скамейки, предназначенные для населения, в то время как места для привилегированных гостей были отделаны мрамором. Каждый желающий мог принять участие в шоу, вход был свободен, однако менять места, присвоенные каждому из посетителей, не разрешалось. Сенаторы Рима сидели в первом ряду вместе с весталками, за ними располагались воины (equites), на чердаках были зарезервированы места для рабов и иностранцев.
Первый лифт в истории и декорации для "спектакля"
Одним из первых примеров рабочих систем лифтов была система, функционирующая в Колизее. Арена и подвальные помещения были фактически связаны лифтами.
Подвальные помещения состояли из чередующихся коридоров. В одних содержались наборы декораций для боев, которые, благодаря системе тросов, поднимались на арену, в других содержались животные и готовящиеся к бою гладиаторы.
Декорации устанавливали на арене заранее. Гладиаторы и животные же поднимались на арену непосредственно в момент начала боя на первом прототипе лифта. Благодаря этим системам подъема из подземного пространства, шоу приобретало более захватывающий характер: воины и дикие звери появлялись на арене как будто из ниоткуда.
Колизей дал жизнь многим историческим достопримечательностям Рима
Мраморный фасад и некоторые внутренние части Колизея были использованы для строительства и различных гражданских зданий Рима, таких как, к примеру, Палаццо Барберини. Находившийся в состоянии запустения в течение длительного времени, амфитеатр фактически использовался римлянами в качестве источника строительных материалов. Так продолжалось вплоть до 18-го века, когда вдруг возникла любовь к древним руинам Рима. Предполагается, что от Колизея осталась лишь одна третья часть того, что было при оригинальной конструкции.
В тринадцатом веке внутри амфитеатра даже был построен палаццо римской семьи Франджипане, а позже и другие гражданские дома.
Колизей повредили и многочисленные землетрясения. Так, в 851 году землетрясение спровоцировало обрушение двух рядов арок на южной стороне и амфитеатр принял знакомый нам асимметричный аспект.
Колизей и бассейн
Внутри амфитеатра одно время проводили и бои в воде, "Naumachie": это были шоу, в которых гладиаторы (или осужденные) воспроизводили известные морские сражения из римской имперской истории.
В бассейне также проводили мирное водное шоу, в котором участвовали женщины.
По словам Мартина Креппера, профессора гражданской и экологической инженерии в Университете Эдинбурга, вода текла через серию внутренних колодцев и труб под трибунами. Для заполнения всей арены была необходимо около 7 часов.
Страшный и ужасный
Во времена гладиаторских боев Колизей приобрел зловещую репутацию, да такую, что считался одним из семи ворот ада (еще бы, на арене погибли десятки тысяч людей). Говорят, что в Колизее даже проводились дьявольские обряды, для которых использовалась кровь погибших на арене. В средние века, затем, шайки бандитов использовали арену, чтобы хоронить жертв. А в XVI веке сюда стремились волшебники и колдуны, которые, использовали для колдовства траву с магической силой, выросшую среди крови и руин.
Джунгли Колизея
В течение нескольких десятилетий ботаники изучают растения, выросшие спонтанно внутри Колизея. Речь идет о более 350 различных видах растений, укоренившихся среди развалин - некоторые из них абсолютно экзотического происхождения и их рост поддерживается уникальным микроклиматом амфитеатра.
Колизей и Голливуд
Колизей был съемочной площадкой для множества фильмов, но фильм, принесший ему еще большую известность во всем мире, "Гладиатор", не был снят внутри амфитеатра. Серия нерешенных вопросов подтолкнула режиссера Ридли Скотта снимать сцены гладиаторской борьбы в римском амфитеатре Эль-Джем в Тунисе и бутафорском Колизее, специально построенном для съемок на Мальте. Чтобы построить амфитеатр потребовалось всего 19 недель, но структура была сделана из дерева и лишь частично: большая часть была воссоздана на компьютере в пост-продакшн.