Как добраться самостоятельно из паттайи в камбоджу и сколько это стоит. Экскурсия в камбоджу Индивидуальный тур в камбоджу с тайланда
Этот отзыв, скорее даже не отзыв, а "инструкция" как самостоятельно добраться из Таиланда в Камбоджу, из Паттайи в Сием-Риеп наземным транспортом. Чтобы ничего не упустить, записи делала прямо в пути (спасибо за совет Елене-Фрайди). Итак, если Вы решились на такую поездку, наверное, Вам будут полезны мои заметки, дабы иметь представление, сколько в реальности занимает путь из Паттайи до Сием-Риепа и обратно.
Накануне выезда покупаю билет на автовокзале, что на Северной улице. Касса работает до 19:00. Если не ошибаюсь (где-то в отзывах попадалось), билеты можно купить и раньше. Окошко с направлением MUKDAHAN, до города Aranyaprathet (Араньяпратет). Не удивляйтесь – дата указана по тайскому летоисчеслению:-). Выезд из Паттайи, с автовокзала в 8:45, цена – 240 бат. Судя по прежним отзывам, раньше выезд был около 7 утра, теперь, к сожалению, его перенесли на более позднее время.
Паттайя – Сием-Риеп
Итак, 12 августа 2011 – день отъезда в Камбоджу. Просыпаюсь от крика петухов под окнами:-), но встаю, всё же, по будильнику в 5:20. Собираюсь и выхожу. До автовокзала решила ехать на байке, дабы не жарится под утренним солнцем. Цена вопроса 40 бат. На автовокзале без труда нахожу большой двухэтажный желтый автобус с надписью RAYONG – MUKDAHAN. Посадка начинается с небольшой задержкой. Ни одного соотечественника замечено не было:-)
9:00 – я наконец-то в автобусе! Автобус оказался не тот, который я сфотографировала, но очень похожий. Воспользовавшись тем, что пришла раньше, занимаю место у окна.
9:04 – отъезжаем, ура! (уже отстаем от расписания на 19 мин.!) Почти сразу всем раздают по бутылке воды и печенюшке – пустячок, а приятно!
9:20 – останавливаемся в г.Сираче (Si Racha), забираем пассажиров.
9:36 – снова в путь.
9:40 – опять остановка, опять забираем пассажиров.
9:45 – снова в пути, повезло – остановка короткая!
Около 10 часов стало клонить в сон…возможно, от жары. Кондёр вроде как работает, но совершенно не чувствуется! А я еще в отзывах читала, что в салоне холодно и даже пледы выдают!
10:20 – еще остановка, и опять забираем пассажиров… уже кажется не смешно, если так дальше будет продолжаться, будем ехать весь день. Мало того, люди заходят с пластиковыми табуретами и садятся в проходе, как когда-то в маршрутках! У меня легкий шок…
10:30 – поехали!
10:37 – заезжаем на автовокзал г.Чонбури (Chonburi)
10:40 – выезжаем, даже не верится, что так быстро:-)
10:55 – сворачиваем направо, на перпендикулярную дорогу – наконец-то едем в сторону границы!
13:00 – всё ещё едем, как ни странно:-)
13:10 – проверка документов. В автобус зашел полицейский в шлеме (фоткать его я просто не решилась). У тайцев проверял ID, у иностранцев – паспорта. Проверял – громко сказано:-), увидев мой паспорт, сказал:"ОК" и пошел дальше, даже даты на штампе не посмотрел.
13:25 – следующая остановка на "релакс", как мне объяснила соседка тайка. "Релакс" подразумевал посещение туалета и магазинчика (многие вернулись с чипсами и водой).
13:40 – снова в путь! Осталось уже совсем немного!
14:40 – Aranyaprathet (Араньяпратет), я на месте! Хорошо, что тайка подсказала что это моя остановка. Остановки объявлял молодой человек, но абсолютно непонятно! Вместе со мной вышел только один человек. Высадили на обочине…иди куда хочешь – ни одного указателя! Вот что значит "не сезон". На противоположной стороне дороги заметила парковку тук-туков, пошла к ним. Начальный прайс до границы – 80 бат, еле сторговалась за 70…но торговалась я с мужчиной, а повезла меня "дама" в возрасте, сдачу так и не отдала!
14:45 – еду в сторону границы… Расстояние всего около 6-8 км. Предприимчивая тайка повезла меня прямиком к конторе, которая делает визы в Камбоджу. Можно было просто уйти, до границы потом все равно пешком, но я поленилась… За оформление визы просили 1200 бат. По моим сведениям она стоила 20$ и 100 бат для быстроты оформления. Как оказалось, виза подорожала до 1000 бат. Именно на такую сумму я и сторговалась в конторе:-). Там же мне пытались навязать "дешевые" билеты на автобус от Пой Пета (Poi Pet) до Сием Риепа (Siem Riep) всего за 400бат:-). Не соглашайтесь!
14:55 – все бланки заполнены, сижу и жду, когда привезут мой паспорт с визой.
15:02 – подхожу к тайской границе.
15:15 – у ворот Kingdom of Cambodia. Здесь подошел местный "предприниматель", предложил такси до Сием Риепа, 20$. Я, вроде как, даже согласилась. Этот водитель ждал меня, пока я стояла в очереди на паспортном контроле, предлагал за денежку пройти быстрее, я отказалась, потому что очередь была не слишком длинной. Тогда он сказал, что будет меня ждать снаружи, но я не поняла где именно. А выйдя из пограничного пункта, пошла в сторону города, по единственно возможному пути – там целая толпа туристов… Буквально метров через 10, зазывают в бесплатный автобус-шатл, который отвозит на автобусную станцию. Я уточнила, там ли стоянка такси, и молодой человек-зазывала ответил утвердительно.
15:53 – Ну, я и села в этот автобус. Но, как известно, бесплатный сыр только в мышеловке!
16:10 – приехали на автобусную станцию. Находится она за городом (если так можно назвать приграничный Пой Пет), вокруг ничего… следовательно, уехать от сюда не на чем, кроме того, что предлагает станция. Здесь же имеется обменный пункт. Не вздумайте менять деньги здесь! Если только совсем немного – на сувениры, потому что в Камбодже основная валюта – американский доллар, как бы парадоксально это не звучало:-). Прайс следующий: на автобусе – 9$ (сказали, что время в пути около трех часов); на такси – 12$ (время в пути около двух часов). Причем, цены официальные – оплата в кассе. Выбор показался мне очевидным:-). Но, опять не всё так просто как хотелось бы…машина должна быть заполнена, т.е. желающих ехать должно быть четверо, а я была одна! К счастью, нашлись желающие – очень милая пара немцев. Так нас стало трое. Нам объявили прайс – 40$ за троих, скинулись по 14$, а у машины еще какую-то мелочь отдали "организатору" как чаевые, хотя, не обязательно совсем было платить.
16:25 – выехали с автобусной станции в Сием Риеп. Машина – старая Tayota Camry, с кондиционером. Дорога новая, ехать одно удовольствие. По пути в каком-то небольшом городке (или селе) остановились на заправке – газовой. Хотя…заправкой это место сложно назвать – придорожный ларек с водой, чипсами и всякой ерундой, были даже кокосы и …..газовый баллон. От него шланг. Нас даже не высаживали:-). Чуть позже, водитель подсадил девушку, которая ехала с нами до самого Сием Риепа. Хорошо, что я ехала на переднем сидении.
Около 18:00 въехали в Сием Риеп. Всего 1,5 часа и мы на месте. Девушка-попутчица вышла практически на въезде в город. Нас водитель развез по отелям, сначала немцев, потом меня. Вот еще одно преимущество такси.
В 18:33 я уже была в номере отеля… об отеле будет отдельный отзыв:-)
Сием-Риеп – Паттайя
Путь домой, то есть в Паттайю, начинался прямо из отеля утром 16 августа 2011:-). На ресепшене заказала трансфер до границы, то есть до Пой Пета. Цена более чем привлекательная – 4$. Когда получила билет, увидела что есть вариант до Паттайи, переспросила…к сожалению, мне ответили – "не сезон".
7:25 – жду на ресепшене…
7:50 – за мной приехал молодой человек на…мотобайке. Отвез на так называемую автобусную станцию.
8:55 – отправляемся из Сием Риепа (задержались на 55 мин. из-за поломки, на сколько я поняла, чинили кондёр:-)
9:50 – остановка для посещения магазинчика и туалета. Местные девочки пытаются продать туристам браслеты, сделанные своими руками. Один молодой человек из нашего автобуса осчастливил их покупкой. Девчонки потом его еле отпустили:-).
12:10 – приехали на автобусную станцию, для чего – не понятно. Видимо, это такая договоренность, чтобы туристы в ожидании отправления от нечего делать потратились на чай/кофе и пр.закуски… Здесь выяснилось, что в автобусе едет соотечественник:-). Разговорились, он сказал что у него билет до Паттайи, куплен за 17$. Я поговорила с сопровождающим молодым человеком, нельзя ли мне тоже до Паттайи. Он ответил – 400 бат. Я отдала 300 бат и 2$, вполне приемлемая на мой взгляд, особенно учитывая необходимость поиска транспорта по ту сторону границы.
13:10 – паспортный контроль пройден, штамп в паспорт получен:-).
13:15 – встаем в очередь на тайской границе. Очередь длинная, двигалась не слишком быстро. На тайской стороне нас ожидал микроавтобус. Я подумала, как оперативно…не тут-то было. Этот микроавтобус доставил нас на "перевалочную" станцию.
14:37 – Все еще сидим на станции. Ждем свой автобус в Паттайю. На этой так называемой станции вместе с нами толпа туристов из разных стран. Большинство направляются в Бангкок. Им даже номера всем присвоили:-). Сидели мы там долго…даже посетила заведение "М-Ж". У меня был шок. Даже в Индии я такого ужаса не видела! Не удержалась, сфотографировала!
14:58 – свершилось! Мы наконец-то в микроавтобусе, мчимся снова в сторону границы:-), забираем там одну пассажирку, дальше в Паттайю, по пути еще подсаживаем несколько человек. Водитель обещает, что доедем часа за 4.
Около 16 часов попадаем под сильнейший ливень. Восхищаемся мастерству водителя – он уверенно мчится, не сбавляя скорости, по мокрой дороге. Дождь сопровождал почти всю дорогу до самой Паттайи. К счастью для меня выяснилось, что микроавтобус идет в Паттайе не до автовокзала на Северной улице, а до Южной. Я вышла на пересечении Сукхумвита с Центральной, немного подождала под навесом, пока стихнет дождь, и пешком дошла до дома. Около 19:30 я уже пила горячий чай...
P.S. По просьбам пишу сколько было потрачено на дорогу "туда-обратно":
"туда": 40 бат - от дома до автовокзала; 240 бат - билет на автобус; 80 бат - на тук-туке до границы; 14$ - от автостанции до Сием Риепа.
Итого "туда" - 360 бат+14$
"обратно": 4$ от отеля в Сием Риепе до границы, 300 бат+2$ - от границы до Паттайи.
Итого "обратно" - 300 бат+6$
ИТОГО - 660 бат + 20$
Обновленная информация! С мая 2014 года однодневный виза-ран практически запрещен, поэтому один день придется переночевать в другой стране и наутро уже вернуться в Тайланд.
В этой статье мы осветим некоторые вопросы касательно продления тайской визы на границе Тайланда и Камбоджи, расскажем о главных погранпереходах и разводках. Также очерк будет полезен тем, кто хочет съездить самостоятельно из Тайланда в Камбоджу, а не только поставить штамп в паспорте ещё на 30 дней.
Начнём с того, что поездка из Тайланда в Камбоджу за визой очень актуальна для тех, кто живёт в центральной и восточной части страны: в Паттайе, Бангкоке, на островах Ко Чанг и Самет, от которых Камбоджа находится ближе всего. Между этими государствами существует три основных погранперехода: Aranyaprathet - Poipet, Hat Lek - Cham Yeam, Ban Pakard - Phsar Prom Pailin. В первых двух можно пройти также по электронной визе.
При поездке из Тайланда в Камбоджу за визой нужно иметь в виду следующее. Процедура продления довольно проста и при отсутствии очереди занимает не более 15 минут: вам нужно получить печать о погашении тайской визы, потом заполнить анкету и заплатить 30 долларов за камбоджийскую (всё чаще незаконно требуют 35$), далее поставить штамп о прибытии в это государство.
При пересечении границы лучше иметь при себе 35 долларов, поскольку в батах придется платить по очень невыгодному курсу. К сожалению, с камбоджийской стороны часто бывают разводки на границе и если не знать всех тонкостей, то можно потратить не 35$, а все 50. Такой произвол существует очень давно и в нём участвуют не только пограничники, ставящие штамп, но и их начальники, всевозможные «помагалы», водители тук-туков и минибасов, которые довозят туристов до границы. Также для получения камбоджийской визы надо иметь 1 цветную фотографию (лучше 3х4, но это не столь важно) и, конечно же, паспорт. При отсутствии фото требуют несколько долларов, так что можно обойтись и без фото, если лень его делать.
Кстати, помимо 30$ при получении визы (а иногда 40$, в зависимости от наглости пограничников), при её погашении часто требуют дополнительно 300 бат (10$), мотивируя тем, что вы пробыли в стране меньше 1 дня и ничего не купили, а бесплатно только для тех, кто потратил деньги в их стране. Вообщем фантазия развита у ребят отлично. Таким образом, вы отдадите на границе в 2,5 раза больше денег, чем положено по закону (50$ против 30$).
Каждый погранпереход имеет свои особенности, о которых мы сейчас расскажем.
За визой через Араньяпратхет - Пойпет (Aranyaprathet - Poipet)
(Aranyaprathet - Poipet) самый популярный переход у тех, кто едет посмотреть Камбоджу, а не только продлить визу. Камбоджийский город Пойпет является ближайшим погранпереходом к древнему памятнику культуры - Ангкору, который объявлен ЮНЕСКО достоянием всего человечества и который некоторые называют Восьмым Чудом Света.
Здесь больше всего разводок ещё на тайской территории, в которых участвует практически всё местное население. Например, если вы от железнодорожного или автовокзала возьмёте тук-тук, то он вас привезёт не к самому погранпереходу, а к какому-то офису, находящимся в паре сотне метров от него. Причём внутри всё обставлено и позиционируется так, что это и есть самый настоящий тайский имигрейшн: стоит деловая атмосфера, развешано много документов (на которых написано, что продлить визу стоит 40$ или 60$). Все очень вежливы, улыбчивы и приветливы (на самом деле, настоящие тайские пограничники, что ставят реальные штампы, всегда суровые, мрачные и уставшие). На наш взгляд, пользоваться услугами такой фальшивой конторы не имеет смысла. Во-первых, вы всё можете сделать самостоятельно, потратив лишь 30$ (иногда ещё и 100 бат), а во-вторых, довольно опасно давать паспорт таким вот остапам бендерам.
Некоторые автобусы из Бангкока доезжают прямо до границы, вернее до камбоджийского маркета, от которого 2 минуты ходьбы до места. Но и тут не избежать назойливых «помогал», которые будут утверждать, что только через них можно продлить тайскую визу. Посылайте их не стесняясь.
Как и на чём добраться до перехода Aranyaprathet - Poipet из разных мест Тайланда, мы подробно написали в статье о , поэтому повторяться здесь не будем. Граница открыта с 7 ч до 20 ч. Если не успеваете, то можно переночевать на той или иной стороне, например, в .
Кстати, между двумя границами существует свободная зона, где полно казино. Официально азартные игры в Камбодже запрещены, но в свободных зонах можно сыграть в рулетку и испытать удачу.
За визой через Хат Лек - Чам Ем (Hat Lek - Cham Yeam)
предпочтителен для тех, кто хочет продлить тайскую визу с островов и и тех, кто хочет отправиться на главный курорт Камбоджи - Сиануквиль. Он является самым южным между двумя государствами. Если вы живете на Ко Чанге, то лучше заказать минивэн до границы, чем ехать самостоятельно. Он стоит 500 бат в одну строну и 1000 в обе (если вы едите из Тайланда в Камбоджу за визой, а не посмотреть страну). Минибас заберёт из отеля и довезёт до границы. А вот на обратном пути водитель может выгрузить вас на пирсе на материке и, дав билет на паром, отправиться по своим делам. Так что до отеля придётся ехать на сонгтео за 50-60 бат. Но это всё-равно лучше, чем ехать на «перекладных» тук-туках, меняя их по нескольку раз. Хотя в случае, если имеете мотобайк или машину, можно поехать и самостоятельно. На тайской границе есть парковка для них.
Из Бангкока до перехода Hat Lek - Cham Yeam можно добраться следующим образом: на сесть на автобус до города Трата (время в пути около 5 ч, стоимость проезда 220-250 бат). Далее на другом автобусе (120 бат) или тук-туке до границы. Переход открыт с 7 ч до 20 ч.
Здесь нет никаких подставных фирм, но сами пограничники сдирают с туристов три шкуры. На этом переходе, пожалуй, самая сплоченная и организованная мафия, основная политика которой: «Не хочешь платить, убирайся»! Берут деньги практически за всё. Пацан, который доведёт вас от тайского имигрейшн до камбоджийского хочет 100 бат в качестве чаевых (а на кой нужна его помощь, если там идти по прямой 200 м).
Дальше больше. При подходе к камбоджийской границе вас перехватит ещё один парниша, который объявит, что визу надо оформлять через него и стоит она 40 баксов (против стандартных 30), а потом ещё попросит 100 бат на чай за то, что отдаст ваш паспорт в окошко, а через 10 минут заберёт обратно. От его помощи можно отказаться, поскольку он не официальное лицо. Вы и сами можете заполнить анкету с ФИО и паспортными данными и отдать их пограничнику. Но погранец тоже парень не промах и никогда не возьмёт с вас лишь 30$. В лучшем случае будет озвучена сумма в 35$. Ни на какие компромиссы они не идут: «Нет денег, досвидос»! В принципе, в его власти отказать вам во въезде в страну и он прекрасно понимает, что если вам надо продлить тайскую визу, то никуда не денетесь и заплатите по полной.
Иногда собирают ещё по 20 бат вообще непонятно за что, но как понял автор этих строк, это как-то связано со здоровьем. Подносят какую-то хрень к вашему лбу и нажимают кнопку. После дают бумажку на непонятном языке.
В качестве небольшого отступления, хочется заметить, что переход Hat Lek - Cham Yeam расположен у моря и здесь очень красиво. Можно полюбоваться окружающими видами и морской гладью. Между двумя границами расстояние небольшое и запутаться невозможно (в отличие от Пойпета). Камбоджийский имигрейшн будет слева, если идти от тайской границы. По обеим сторонам границы есть рынки, где можно купить продукты, одежду, шлёпки.
Если вы тут же возвращаетесь в Тайланд, то при убытии из Камбоджи и погашении их визы, пограничники требуют 300 бат, т.к. бесплатно якобы только для тех, кто пробыл в их стране больше 1 дня. Но тут они настаивают не сильно и торг уместен, поскольку вам не нужна виза, а наоборот, нужен штамп об отбытии. Попробуйте договориться на 100 бат, сказав, что больше нет. Если никуда не спешите, то можете посидеть на берегу и полюбоваться морем. Вскоре они сами к вам подбегут и скажут, что согласны (поскольку решат, что лучше 100 бат положить себе в карман, чем ничего).
За визой через Ban Pakard - Phsar Prom Pailin
используется почти всегда как короткая поездка из Тайланда в Камбоджу за визой, без посещения соседней страны и осмотра её достопримечательностей. Каждый день организованно прибывают минивэны из , которая ближе всего к этого переходу. Делать Виза Ран Тайланд - Камбоджа самостоятельно сюда редко кто ездит, поскольку стоимость «полного комплекта» стоит всего 2300 бат. Он включает абсолютно всё: трансфер из отеля до границы и обратно, обед на обратном пути, 30 долларов за штамп и все формальности при продлении визы. Он избавляет от качания прав и разговоров с пограничниками, тем самым экономя нервы, время и деньги. Всё сделают за вас, вы только ставите подпись и проходите тайский паспортный контроль (камбоджийский проходить не придётся, туда с вашим паспортом поедет человек на мотобайке и вернётся со всеми необходимыми штампиками). Вы в это время будете сидеть на скамейке под оборудованным навесом, отдыхая от долгого сидения в минибасе)).
Такой из Таиланда в Камбоджу можно купить на каждом углу в Паттайе. До границы ехать 3-4 ч. Из отеля забирают в 7-7:30, а возвращают около 16 ч.
Переход Ban Pakard - Phsar Prom Pailin небольшой. С тайской стороны работают 2-3 окошка, так что очередей почти не бывает.
Поскольку отсюда далеко и до Ангкора и до Сиануквиля (относительно остальных погранпереходов из Тайланда в Камбоджу), то самостоятельных туристов немного. Да и добираться не так легко. Например, из Бангкока сначала надо сесть на автобус до Чантабури (время в пути 4 ч, билет стоит 150-170 бат), а оттуда на минивэне ещё час-полтора до границы (100 бат).
Таиланд и Камбоджа – соседние государства, поэтому за одно заграничное путешествие можно познакомиться с удивительной культурой и многочисленными достопримечательностями сразу двух стран. Главное – грамотно распланировать свой маршрут и заранее разобраться во всех нюансах.
Существует несколько вариантов такого путешествия, различающихся по стоимости и времени, проведенном в пути. Эта статья поможет путешественнику определиться, как можно добраться из Таиланда в Камбоджу, и выбрать оптимальный маршрут.
Оформление визы
Туристам из России, собирающимся поехать из Таиланда в Камбоджу, обязательно следует оформить визу.
Существуют четыре варианта получения:
- Наименее распространенный – обращение в посольство. Стоимость визы в этом случае будет составлять 37 долларов. Понадобится заполнить анкету и принести цветную фотографию размером шесть на четыре сантиметра. Срок действия загранпаспорта должен составлять более полугода с предполагаемой даты въезда в Камбоджу. Оформление документов занимает около получаса.
- Получение электронной визы. Стоимость составит 30 долларов, для оформления необходимо зайти на сайт посольства. Заявка рассматривается три дня, ответ отправляют на электронную почту, указанную при регистрации.
- Получение визы на границе с Таиландом. Оформляется при въезде в Камбоджу на пограничном пропускном пункте. Потребуется только заполнить анкету и заплатить пограничнику 20 долларов.
- В случае с авиаперелетом визу можно оформить в аэропорту города Пномпень или Сием Рип.
Во всех случаях виза выдается сроком на 30 дней.
Путешествие из Таиланда в Камбоджу: ехать самостоятельно или брать экскурсию?
Многие туристические агентства в Таиланде предлагают путешественникам экскурсии в Камбоджу. Как правило, это автобусные туры сроком на два-три дня. За это время можно успеть посетить главные достопримечательности страны: многочисленные храмовые комплексы, древние пагоды, дворцы и музеи.
Преимущества экскурсионного тура – возможность узнать от гида много интересной информации об истории и культуре Камбоджи, а также полное отсутствие хлопот с трансфертом и бронированием гостиницы. Недостатки – невозможность изменить маршрут путешествия или задержаться подольше в понравившемся месте.
Кроме того, минимальная стоимость трехдневной экскурсии составляет около 7000 бат, что примерно в два раза больше суммы, которую придется отдать при самостоятельной поездке (аналогичной по длительности). Поэтому многие туристы предпочитают ехать в Камбоджу из Таиланда без приобретения экскурсионного тура.
Если принято решение ехать из Таиланда в Камбоджу самостоятельно, план путешествия будет следующим:
- Поездка до границы с Камбоджей.
- Оформление въездной визы (в том случае, если она не оформлена заранее).
- Прохождение границы.
- Поездка до отеля в Камбодже.
В Камбоджу из Таиланда автотранспортом
Рейсы до приграничного города Араньяпратет организованы из всех крупных городов Таиланда, расположенных недалеко от границы. Первый вариант поездки – на туристическом автобусе, билет на который можно приобрести на Северном автовокзале в Паттайи (стоимость около 250 бат).
Плюсы – комфортные сиденья с откидывающейся спинкой и наличие кондиционера. Другой вариант – доехать на минибасе: он менее комфортен, но зато довезет гораздо быстрее и заберет туриста прямо из отеля или офиса туристической фирмы, которая продала билет.
Стоимость поездки – примерно 350 бат. Ехать до границы с Камбоджей придется около четырех часов, в пути предусмотрены несколько остановок. Самый удобный и быстрый вариант – (стоимость – около 1000 бат).
И автобус, и минибас доедут только до границы с Камбоджей – пограничного пункта Араньяпратет. После прохождения границы придется пересесть на бесплатный автобус до города Сием Рип или воспользоваться такси.
В Камбоджу из Таиланда на поезде
С железнодорожного вокзала Бангкока до приграничного города Араньяпратет два раза в день ходит поезд. На этом направлении предусмотрены только вагоны третьего класса, напоминающие российские электрички.
Поезд идет до границы около шести часов: это делает путешествие в Камбоджу по железной дороге самым долгим из всех вариантов. Зато стоимость билета составляет всего 50 бат. После перехода границы можно доехать до города на бесплатном автобусе или воспользоваться услугами такси.
Авиаперелет из Таиланда в Камбоджу
Авиаперелет – это самый быстрый и затратный вариант путешествия. Регулярные рейсы в Камбоджу из Тайланда осуществляют три авиаперевозчика: Air Asia, Bangkok Airways и Thai Airways. Самая низкая стоимость авиабилетов (от 1800 бат) у AirAsia, а если позаботиться заказом билета заранее, то цена будет еще ниже.
Кроме того, все перечисленные авиакомпании предоставляют пассажирам скидки (особенно в высокий сезон), поэтому есть смысл потратить какое-то время на сравнение вариантов: это наверняка поможет сэкономить.
Самолеты летают в Камбоджу из Пхукета и Бангкока (Старый или новый ) в город Сием Рип и столицу Камбоджи – Пномпень. Количество рейсов в сутки зависит от времени года: в высокий сезон их больше.
Аэропорт Пномпеня расположен в семи километрах от столицы, поэтому после перелета придется вызывать такси до города (поездка обойдется примерно в 3 доллара). Если виза не была оформлена до вылета, получить ее можно в аэропорту после прибытия.
В Камбоджу из Таиланда по морю
Совместить морской круиз и путешествие в Камбоджу из Таиланда возможно, обратившись в туристическое агентство. Отправная точка большинства маршрутов – круизный порт Лаем Чабанг, расположенный в 25 километрах от Паттайи и в 130 километрах от Бангкока.
Маршрут круиза предусматривает заход в портовый город Сиануквиль и на остров Кон. Стоимость путешествия – от 8900 бат.
Достопримечательности Камбоджи
Ангкор-Ват – крупнейший в мире храмовый комплекс, расположенный в пяти километрах от города Сием Рип. Ангкор-Ват, построенный в начале 12 века, является главной достопримечательностью Камбоджи, он изображен на гербе и флаге страны.
Храмовый комплекс занимает площадь в 2,5 квадратных километра и состоит из внешней и внутренней стен, величественного храма, увенчанного остроконечными башнями и других построек. Каждый камень храмового комплекса украшен искусной резьбой, внутри храма туристы могут увидеть каменные панно и барельефы, изображающие исторические события и мифологические сцены.
Прэахвихеа – храмовый комплекс на границе Таиланда и Камбоджи, строительство которого было начато в конце 9 века. Постройки располагаются на высоте 625 метров над уровнем моря на четырех ярусах, соединенных каменными лестницами.
Храмовый комплекс привлекает туристов со всего мира: величественные дворцы и удивительные скульптуры не оставят равнодушным никого. Прэахвихеа открыт для посещения ежедневно с 8 до 16 часов.
Серебрянная пагода – буддийский храм, построенный в середине 19 века. Он известен богатым внутренним убранством: статуями Будды, инкрустированными драгоценными камнями, полом выложенным серебряными плитами, вес которых превышает шесть тонн. Стены храма украшены фресками, изображающими персонажей индийского эпоса.
Изначально мы летели в Тайланд. Но в какой-то момент поняли, что оказаться в Азии и не побывать в загадочных джунглях древнего города Ангкора нам будет непростительно. Поэтому было принято решение съездить на пару дней в Камбоджу —
в город Сием Рип.
Встал вопрос, как добираться. Можно было купить билеты на самолет и комфортабельно провести часок-другой в воздушных границах азиатских соседей. А можно было искать приключений на свою ***у и поехать пересекать границу как это делали деды — пешком. Мы выбрали второе. В итоге за всю поездку мы отдали меньше 1000 рублей с человека — а бесценных эмоций получили море.
Начну я рассказ о нашем побеге из Бангкока с нашего маршрута.
Первой точкой путешествия был центральный ЖД вокзал Бангкока — Хуаломпонг. Два раза в день, в 05:55 и 13:05 с него отправляется поезд в пограничный с Камбоджей город Араньяпрахет. Дорога в конечную точку занимает порядка 6-ти часов, но возможны задержки. В теории, если все идет идеально, вы приезжаете в Араньяпрахет либо в 11:35, либо в 17:35 соответственно. Чтобы точно успеть оказаться в Сием Рипе в тот же день, советую выехать первым поездом. Так будет достаточно времени, чтобы перейти границу и доехать до отеля.
Мы проснулись рано утром, часа за полтора до отъезда первого поезда. В душном мраке тайского сонного утра мы пришли на центральный вокзал. Никаких билетов на тот момент у нас не было. Да их и нельзя купить заранее — их начинают продавать в кассе вокзала примерно в 5 утра. В этом одна из прелестей поездки — необязательно привязываться к какому-то одному способу добраться. Захотел — пришел и купил билет. Захотел, откопал где-то там же пакет из поезда и автобуса. Или еще что-то.
Сразу скажу — билетов хватит на всех, они не могут закончиться. В самом худшем случае придется сколько-то постоять в поезде, если вагоны будут забиты. Но с нами такого не произошло. Как сайгаки, мы ловко запрыгнули в подъезжавший к платформе вагон — прямо на ходу. В Азии это местный способ поэкстрималить — не опасно, но жутко интересно. В скучной цивилизованной Европе разве такое где-нибудь разрешат?!)
Забежав в стандартный вагон третьего класса — другого в поездах этого направления нет — мы быстро заняли скамью возле окна. Как я поняла позже — чтобы тайская вонь лучше чувствовалась.
Для наглядности, наш маршрут на гугл-картах. Бангкок — Араньяпрахет — Пойпет — Сием Рип.
Медленно… О-о-очень медленно поезд начал свой путь. По самому Бангкоку он плелся чуть ли не час! Если постоянно помнить, что вся дорога должна быть около 6 часов, то сидишь и гадаешь, к ночи-то хоть эта черепаха доплетется? Но свои прелести в этом тоже были.
Во-первых, мы проехали мимо остановки второго международного аэропорта Бангкока — Дон Муан. Как мы потом узнали, стоимость билета от Хуаломпонга до Дон Муана составляет всего 5 бат! То есть 8 рублей! Я не знаю, где еще в мире вы можете доехать из центра огромного мегаполиса до аэропорта за 8 рублей!
Во-вторых, из окна поезда хорошо видна жизнь простых тайцев. Если учесть, что это относительно богатая по азиатским меркам страна, и ее люди, считается, живут хорошо — то бесчисленные бараки с жутчайшей вонью раскрывают более качественную сторону холодной статистики. Дома, собранные из каких-то заборных железок, разбросанные шмотки и домашняя утварь, уложенная в хаотичном порядке… Образцово-показательно все это, ничего не скажешь.
Важно сказать, что бояться тайских поездов не нужно. Они хоть и дешевые, и выглядят старовато, но на самом деле абсолютно нормальные. Довольно чистые, есть местный «кондиционер» — советский вентилятор, привинченный к потолку, сиденья мягкие, а окна открываются нараспашку — так что живописная природа видна во всей красе! Я бы для экспириенса советовала проехаться. Тем более, что опять-таки, стоимость билета из Бангкока до границы страны составляет всего 80 рублей (48 бат).
Сразу скажу, что фотографировать во время поездки мне не очень хотелось. Извиняйте. Мне повезло сожрать какую-то экзотическую дрянь с рынка. Так что после тяжелой ночи нашей единственной целью было просто доехать до Араньяпрахета. Выжить мне помогли простые медицинские хлопковые маски. Перед выездом мы купили пачку в круглосуточно работающем магазине 7/11. Не снимая ее в течение поездки, я смогла достаточно активно рассматривать все на улице и наслаждаться местным колоритом и буйной природой.
А на фото — станция Хуаломпонг и какая-то рабочая романтика.
Прибыли в Араньяпрахет мы с часовым опозданием. Что, я считаю, вообще отлично! Ожидания были гораздо хуже.
Дальше схема у всех путешественников одинаковая. За 100 бат (и торговаться довольно бессмысленно, это негласный официальный тариф у местных) вы берете тук-тук до непосредственно гос границы — Пойпета. Занимает дорога около 10 минут. Кстати, это был мой первый опыт на тук-туке. Такой долгожданный!.. и уже на выезде из страны! Иронично) Почему у нас никак не складывалось с тук-туками в Бангкоке, я расскажу, когда дойду до репортажа об этом странном городе.
Тук-тук в Камбодже, Сием Рип
Итак, вы в Пойпете — на официальной границе Тайланда и Камбоджи.
Что нужно делать теперь? Просто перейти границу. Взять иммиграционную карточку, заполнить ее (она простая и быстрая, ничего трудного), и с паспортом и визой показать ее пограничнику. Тут важный момент — камбоджийская виза! Все граждане России обязаны ее получить для въезда в страну. Причем получить ее можно заранее — подав заявку по интернету и получив визу в виде PDF файла, который нужно распечатать и взять с собой. Или можно получить ее прямо на границе. С собой нужно будет обязательно иметь фотографию.
Почитав про опыты многих путешественников, а с кем-то даже обсудив этот вопрос за чашечкой чая в Лондоне, я пришла к однозначному для себя выводу. Визу лучше делать ЗАРАНЕЕ! Потому что огромной число людей рассказывает о местной системе зарабатывания на хлеб — вымогательстве денег на визу. Как я неоднократно читала, тук-тукеры могут привозить к фейковым пограничникам, которые будут спрашивать паспорта и предлагать сделать визы. После того, как вы им заплатите, вы узнаете, что, разумеется, никакие это не визы, а чушь собачья. При этом они могут еще попросить «на лапу». Мол, ну что тебе это 20 баксов сделают? Поделись, и мы в обиде не останемся!
Поэтому вести себя нужно правильно. Водителю тук-тука сразу говорите, что виза у вас уже есть, и просите, чтобы он вез прямо к пограничному контролю. В таких случаях вас вряд ли направят «не туда». При этом, как обычно, лучше не выпендриваться и не светить дорогими вещами, камерами и прочим. Чтобы не искушать их вас облопошивать. Эдакий путешественник в затертых шортах и футболке с вещмешком за плечами — вообще идеальный образ. Я, кстати, поэтому фотографии оттуда не делала. Не хотела своей камерой светить.
Мы делали ровно так, как я написала, — визы сделали заранее, а водителю тук-тука уверенно сказали, что у нас все документы уже есть. В итоге мы быстро заполнили иммиграционную карту, прошли контроль и получили свои штампы о входе в Камбоджу. Никто у нас ничего не спрашивал и ничего не вымогал. В общем, все шло как по маслу.
Внутренности типичного тайского поезда. Кстати, брать хоть что-то у этих разносчиков еды не стоит. Порой там еду-то признать сложно!
Выйдя с другой стороны погранпоста, мы поняли, что у нас нет ни долларов, ни местной валюты — камбоджийских реалов. А это плохо. Хотя бы что-то одно лучше да иметь. В Камбодже доллар — это негласная вторая официальная валюта. Тут даже во многих магазинах цены не в местной валюте пишут, а в долларах. Что, естественно, делает все вещи в разы дороже, чем они стоят на самом деле. Камбоджа из-за этого получила смешное прозвище — one dollar country. Или страна одного доллара. Потому что почти все стоит один доллар.
Итак, мы оказались с тайскими батами в Камбодже. Нас вместе с двумя индонезийками, с которыми мы ехали в одном вагоне, посадили в бесплатный автобус-шаттл до специальной станции такси и автобусов. Собственно, познакомились мы с нашими новыми подружками именно в шаттле. Заодно договорились с ними, что разделим такси до Сием Рипа.
Минут через 20 нас привезли в какую-то глушь. Эта станция больше напоминала какую-то площадку-призрак. Вокруг ни души, автобусов и такси тоже как-то особо нет, а под ногами носятся стада мелких муравьев. Нас просили подождать, пока водитель приедет со своей машиной, так что еще минут 15 мы потратили на проведение хитрых финансовых операций. Батами мы в итоге и расплатились. Стоимость такси на человека вышла всего 12 долларов (48 с машины) — для двухчасовой дороги в Сием Рип совсем недорого! Если брать автобус или минивэн, можно сэкономить совсем немного: 2-3 доллара (цены по 9-10 долларов). Правда, в этом случае не нужно будет искать попутчиков.
4 Пойпет — Сием Рип. 2 часа на такси. Стоимость — 12 долларов (700 руб)
Итого: 10 часов в пути за меньше, чем 1000 рублей.
И куча эмоций, не забываем!
Теперь вы делитесь впечатлениями! Делали ли вы что-то подобное? И как вам нравится предложенная мною опция? Поехали бы так же?
Сказать что я не люблю курортный отдых будет не совсем точно. Я совершенно не имею ничего против красивого побережья с белоснежным песком, подводного мира с его обитателями, пляжных тусовок, музыки и холодного пива. Скорее наоборот - я только за! Но тратить драгоценное время в путешествии на подобные утехи - уж извольте, пара-тройка дней, максимум пяток. Уж тем более, если речь идёт о странах Юго-Восточной Азии, где колорит на колорите и колоритом погоняет. Именно такие мысли крутятся в моей голове, при планировании очередного маршрута.
Тот вечер не был исключением. За чашкой чая я вглядывался в и без того изученную назубок карту Google Maps на экране лэптопа. Хочу посмотреть всё. Хочу побывать везде. Хочу настоящее приключение. Хочу самолёты, поезда, автобусы, тук-туки, скутеры, велосипеды, мозоли на ногах. Хочу чтоб было всё по настоящему.
Палец крутит колёсико мышки.
В наушниках надрывается Винстон МакКолл.
Глаз как по наитию скользит вдоль побережья Сиамского залива.
Маршрут рождается сам по себе.
В тот вечер я набросал примерный маршрут, в который входил целый конгломерат стран - Таиланд, Камбоджа и Вьетнам, в которых мне предстояло провести без малого 5 недель и все это самостоятельно без туристических агентств. Осталось лишь разобраться с деталями, купить билеты, упаковать вещи и дожидаться часа «икс».
На тот момент, наиболее выгодным вариантом сообщения с Бангкоком, являлся рейс авиакомпании Emirates, с вылетом из Москвы и пересадкой в ОАЭ, билеты на который я и приобрёл. Впереди меня ожидало порядка 27 часов лёту с трансферами, плюс 4 часа на «Сапсане» до Москвы. Поехали!
Честно признаться, я терпеть не могу аэропорт Домодедово - шумно, суетно, масштабно и непонятно. Но тот раз стал исключением, благодаря случаю произошедшему на стойке регистрации.
Вообще, я делаю так довольно часто. Если очередь на регистрацию пассажиров эконом-класса растягивается до исполинских размеров, а оператор бизнес-класса скучает в ожидании клиентов - без раздумий отправляюсь к нему.
Улыбаюсь пошире и протягиваю паспорт:
- Здравствуйте!Здравствуйте! — девушка оператор рассматривает паспорт и стучит пальчиками пианистки по клавиатуре. - Багаж сдаёте?
У меня только ручная кладь. — киваю через плечо в ожидании вердикта.
У Вас билет в эконом-класс… но… знаете… первый класс заполнен менее чем на половину. Не желаете пересесть?
Эммм… А сколько это будет стоить?
Девушка улыбается:
- Это абсолютно бесплатно. Чем равномерней рассажены пассажиры, тем лучше для лётного состава.
Без раздумья принимаю столь щедрый дар, получаю посадочные билеты и удаляюсь, затылком ощущая сверлящие взгляды толпы у стойки эконом-класса. Какой-то юноша в потрёпанных кедах Vans летит первым классом. Нонсенс.
Позже я узнал от бывалых путешественников, что мой случай не носит исключительный характер. Многие из них не ждут предложения от оператора, а сами интересуются наличием свободных мест в привилегированных классах во время регистрации на рейс.
Наглость - второе счастье.
Первая половина пути прошла с максимальным комфортом. Удобное кресло трансформирующееся практически в кровать, подлокотник со столиком, целых три окна в собственном распоряжении, огромное пространство для ног, фильмы на всех языках мира, бесплатный Wi-Fi, игровая приставка и прочая элитная мишура. Затем - длительная пересадка в помпезном аэропорту Дубай и регистрация на рейс до Бангкока, на этот раз в эконом-классе.
Жутко затекла шея. Во рту пересохло.
Примерно 1:30 ночи по тайскому времени.
Глотаю минералку. Взгляд в окно. Ночные огни Бангкока.
Ненавижу спать в транспорте.
Заходим на посадку.
Не смотря на поздний час, столица Таиланда встретила меня адской жарой в совокупности в невероятной влажностью. Я заполняю миграционную карту позволяющую пребывать гражданам РФ на территории королевства в течении 30 дней бесплатно, жду своей очереди на получение штампа в паспорт, покупаю местную сим-карту и выхожу из здания аэропорта.
Огромный плюс международных аэропортов Бангкока (которых здесь аж 2) - это централизованная система подачи такси. Процедура похожа на поход в поликлинику с электронной очередью или отделение Сбербанка в Санкт-Петербурге. Ты просто распечатываешь чек в терминале и ожидаешь такси с номером указанном в чеке.
Шея всё так же ноет. Около 3 часов ночи. Жарко.
Розовое такси с выхлопом в стиле Босодзоку. Не мой номер. А жаль.
Жду ещё минут 10.
Запрыгиваю в прибывшую машину.
Едем по таксометру. Отлично.
Ещё будучи дома, я забронировал гостиницу в первом пункте назначения - центральной части Бангкока, на улице Каосан Роуд, куда я и направил водителя такси. Мой выбор был не случаен.
Каосан Роуд - одно из самых шумных тусовочных мест на земле. Здесь останавливался Леонардо ДиКаприо в фильме «Пляж», здесь разгуливал Пит Доэрти со своими дебоширами в клипе Gunga Din, об этой улице писал обожаемый мной Ю Несбё в книге «Тараканы», это место любят и ненавидят всей душой, здесь переживают всю палитру эмоций, здесь плачут, смеются, удивляются, надменно фыркают, брезгливо косятся, искренне приветствуют и лукаво обращаются. Точно можно сказать одно - равнодушных к Каосан Роуд вы точно не найдёте. Именно поэтому я приехал именно сюда. Примет или отвергнет?
4 часа ночи. Каосан Роуд.
Расплачиваюсь с водителем тайскими батами и выхожу в гущу событий.
Пьяная в стельку молодёжь из какой-то англоязычной страны пытается усидеть на поребрике. Кто-то пьёт пиво Chang из бутылки, кто-то целуется, кто-то окучивает парочку тайских проституток, кто-то танцует на столах, кто-то обезумел в край и выкрикивает несвязный бред. Всё это происходит под аккомпанемент кричащей из десятков уличных баров западной музыки. Что интереснее всего - тут и там снуёт полиция, которую нисколько не смущает поведение гостей королевства.
«Oppa Gangnam style!»
Пробираюсь сквозь обезумевшую толпу в поисках отеля.
Таец без доли смущения предлагает купить марихуану. Не удивил.
Вот и отель. Вывеска Rikka Inn возле супермаркета 7 Eleven.
Захватил минералки по пути и направляюсь к ресепшену.
Номер на втором этаже. Открываю окно - вид на самое «чрево ада». Закрываю.
Интересно, что производит больше шума, какофония звуков доносящихся с улицы или изнасилованный круглосуточной работой кондиционер? Не важно. Принимаю душ и проваливаюсь в сон.
Проспал я довольно долго и когда проснулся, часы показывали на отметку в районе 14:00. Отправляясь на улицу в поисках пригодного для бранча места удивляюсь как Каосан Роуд меняет свой облик в светлое время суток. Кругом расставлены палатки торгующие всякой-всячиной: сувениры, магниты, футболки, различные снэки, китайская и местная электроника, кейсы для айфонов, кастеты, ножи, кухонная утварь, постеры, открытки, нашивки - чего тут только нету…
Позавтрако-обедав отправляюсь обратно в номер, дабы собраться с мыслями и составить план культурной программы на остаток дня. Изучив карту окрестностей решаю немного прогуляться по району, прокатиться на катере до Чайна Тауна и заглянуть на железнодорожный вокзал, дабы узнать о существующих рейсах до границы с Камбоджей. Так и поступаю.
Надо сказать, катер - не только интересный способ передвижения по Бангкоку, но ещё и безумно экономичный. Причём экономия отражается не только на финансовых затратах, но и на времени. Поездка до Чайна Тауна заняла у меня порядка 25 минут и вылилась в какую-то смехотворную сумму (точных цифр не помню). Единственный минус - навигация пассажирских катеров по реке Чаупхрая в тёмное время суток приостанавливается.
Чайна Таун - довольно приятное место. Здесь вы не встретите такой содомии как на Каосан Роуд, скорее напротив, всё абсолютно культурно и спокойно. Обузданный хаос. Кругом работают открытые кафе-рестораны с блюдами тайской и китайской кухни, сотни магазинов манят изобилием товаров, снуют бесчисленные торговцы стритфудом, ночные рынки кипят ажиотажем а от иероглифов рябит в глазах. Пожалуй, на обратном пути с вокзала поужинаю здесь.
Главный железнодорожный вокзал Бангкока носит название Хуалампхонг. Это довольно чистое по азиатским меркам место. Просторный зал, электронные табло, множество билетных касс. Супер. Отправляюсь к свободному окошку.
Добрый вечер! У вас есть билеты до Араньяпратета? (город на границе с Камбоджей)
Здравствуйте! Да, билет до Араньяпратета стоит 48 бат. Отправление в 7 часов утра.
Мне нужен один билет на послезавтра.
Билеты поступают в продажу непосредственно перед оправлением поезда. Приходите в день отъезда.
А какова вероятность что все билеты будут распроданы?
Так не бывает. Билеты есть всегда — женщина улыбается.
Спасибо!
До свидания!
Одной проблемой меньше. Возвращаюсь в Чайна Таун, ужинаю и ловлю такси до отеля. Завтра планирую ранний подъём.
На следующее утро я решаю отправиться пешком до самого высокого здания в Таиланде - Baiyoke Sky Hotel, на последнем, 85-м этаже которого расположена смотровая площадка. Далее по плану добраться до делового центра города и посетить крупные торговые комплексы.
Дорога до небоскрёба заняла гораздо больше времени чем я предполагал, виной всему - дебри бетонных джунглей. На середине пути хлынул дождь, который пришлось пережидать под навесом почтового отделения. В итоге, добрался до места весьма измотанным.
Оплатив входной билет на смотровую площадку, взору открывается потрясающая картина: крыши разношёрстных домов славится в невероятную мозаику, дорожные развязки, походящие больше на распущенный клубок ниток, устилают город, а сотни тысяч автомобилей будто бесконечный поток магической разноцветной реки перемещаются по артериям мегаполиса. Что до людей, их и вовсе не видно. Только я… и тот дядька, сторож, улыбающийся во весь рот одним белоснежным зубом.
На такси отправляюсь в деловой центр. Зрелище масштабное. Высоченные здания с разноцветными вывесками, широкие проспекты, дорогие автомобили, скоростные скайтрэйны, толпы белых воротничков, совсем не тот Таиланд, что мне доводилось видеть ранее на Пхукете.
Посетил MBK Center, Siam Discovery и ещё несколько крупных торговых комплексов. Рог изобилия. Товары на любой вкус, для любого кошелька, белым и темнокожим, европейцам и азиатам. Множество этажей. Электроника, одежда, товары для дома, сувениры, продукты, бытовая техника, мебель. Я видел многое, бывал в крупнейших торговых центрах Санкт-Петербурга, Москвы, Хельсинки, Стокгольма, но такого изобилия я не встречал нигде. Глаза разбегаются, внимание рассевается. Главное следить за карманами. Вдоволь нагулявшись по торговым рядам, выхожу на улицу полную людей.
Самое сердце одного из самых населённых городов мира.
18:00. Час пик. На улицах не протолкнуться.
Ищу свободное такси.
Буквально через неделю, на этом месте прогремит взрыв, унесший жизни и покалечивший более сотни человек.
Подарок: 2100 рублей на жилье!
При регистрации по ссылке в AirBnB вы получите 2100 рублей на свой аккаунт.
За эти деньги можно снять хорошие аппартаменты на 1 день за границей или в России. Бонус работает только для новых аккаунтов.
Поезд на Араньяпратет
Бангкок интересный город, колоритный, современный, но во всём этом разнообразии я не встретил ни одного крупного зелёного парка. Здесь крутятся большие деньги, и решаются вопросы. Здесь можно купить и продать всё что угодно. Мне понравилось гулять по бетонным джунглям, но теперь хочется насладиться и настоящими, поэтому, на следующее утро я направляюсь в Араньяпратет, что бы пересечь границу с Камбоджей.
Прыгаю в свободное такси.
В 6:45 я уже сидел в вагоне полупустого поезда и наблюдал из окна как работники вокзала моют из шлангов железнодорожные составы. Интересно, у нас тоже так делают? Никогда не обращал внимания.
В 7:00 поезд трогается с места. Вагон всё так же пуст на половину. Подставляю лицо потоку встречного ветра, врывающегося в настежь открытое окно и улыбаюсь новому дню. Впереди долгая дорога, конечным пунктом которой должен стать камбоджийский город Сием Рип.
Спустя 5 часов поезд прибыл на конечную станцию. Остатки пассажиров стремительно покидают вагон, следую за ними. Возле забегаловки расположенной у железнодорожной платформы стоит порядка 10 тук-тукеров высматривающих бледнолицую жертву. Направляюсь к ним. Поездка до пограничного пункта обходится в 5 долларов США.
Пограничный пункт Араньяпратет - Пойпет
Пересечение границы Таиланд - Камбоджа заняла у меня порядка полутора часа. Как я считаю - это очень долго. Виза обошлась в 30 долларов США, включая фотографии и различные сборы. Вот единственное чего я не понял: развели меня или нет?
Буферная зона между пограничным пунктом Таиланда и камбоджийским городом Пойпет представляет собой пыльную дорогу, по обочинам которой находятся торговые лотки, несколько отелей, казино (игорный бизнес легализован на территории Камбоджи) и горы мусора. Повсюду снуют непонятного вида люди, полубомжеватые дети, бездомные собаки, гремит арматура и пыль стоит столбом.
На камбоджийском КПП очередь - работают всего три окна. Толпа туристов из Бангкока и Паттайи, по всей видимости пребывающие на автобусах или каким-то иным способом. Стою минут 20-30 в ожидании своей очереди, получаю печать в паспорт и покидаю душное здание. Я в Камбодже.
Сием Рип
Самый распространённый способ туристического сообщения между Пойпетом и Сием Рипом - рейсовый микроавтобус. Это не государственный транспорт нацеленный на получение прибыли с туристов. Возможно есть ещё какой-то способ добраться до Сием Рипа, но я решил остановится на этом. Дорога заняла порядка 2,5 - 3 часов и обошлась в 10 долларов.
Кстати, о долларах. Как бы удивительно это не звучало, на территории Камбоджи, в официальном обороте находится 2 типа валюты - камбоджийский риэль и американский доллар. Даже в большинстве магазинов цены указываются именно в американской валюте, которую местное население использует в повседневной жизни порой даже чаще чем родную камбоджийскую. Однако, прибыв на автобусную станцию Сием Рипа, я поймал тук-тук и предложил водителю расплатиться тайскими батами, на что услышал ответ: «no problem».
Стрелка часов переваливает за отметку 16:00.
Тук-тук с грохотом мчится по широкой асфальтированной дороге.
Кругом песок и мусор.
На обочине дети тянут руки в мою сторону.
«One dollar! One dollar, sir!»
Боже куда я попал…
В итоге, водитель благополучно доставил меня к воротам забронированного ранее хостела с уютным названием «New Home Hostel». Располагаюсь, принимаю душ и отправляюсь на поиски вечерних приключений.
Как оказалось позже, мои первые впечатления о Сием Рипе были обманчивы. Центр города довольно комфортабелен и интересен для туриста. Здесь расположена одна из самых привлекательных, на мой взгляд, улиц во всей ЮВА, именуемая Pub Street.
С оглядкой назад, могу смело заявить, что Pub Street – это нечто среднее, между cайгонской Bui Vien, ресторанной Rambuttri в Бангкоке и уютным фортом Галле на Шри-Ланке. Здесь найдётся заведение на любой вкус. Французская кухня, американский фастфуд, суши. Хотите отведать пиццу или пасту? Пожалуйста - парочка прекрасных итальянских ресторанов. Традиционные кхмерские блюда? Да легко, братишка, ты же в Камбодже. Без преувеличения могу сказать, что Pub Street, подойдёт для любого типа гастрономического досуга, начиная от романтического ужина и заканчивая шумной вечеринкой с пивом и танцами. При этом всём, общая картина выглядит довольно гармонично, даже не смотря на разношёрстность публики. Американец в возрасте за 50 в светлых чиносах, дорогой рубашке и мокасинах на босу ногу заходит в ресторан со своей не менее грациозной спутницей, а в паре метров от них, молодая компания волосатых австралийских бекпекеров весело топчут танцпол под аккомпанемент брызг пива. Азия - страна контрастов.
Главной целью моего визита в Сием Рип, было посещение Ангкор-Вата, куда я и направился на следующее утро. Ангкор-Ват является главной достопримечательностью не только Сием Рипа, но и всей Камбоджи в целом. Древний храмовый комплекс ежегодно привлекает сотни тысяч туристов со всего земного шара. Здесь снимали кино с Анджелиной Джоли, здесь проводили концерт группы Placebo, об этом месте написано множество книг, лучшие фотографы мира стремятся запечатлеть древнейшую реликвию в объективах фотокамер, это действительно культовое место, в котором обязательно нужно побывать.
Централизованный вход в комплекс расположен на проспекте Чарльз Де Гауль, в 4 километрах от центра Сием Рипа. Там же находится и билетная касса. Довольно большой процент туристов старшего поколения предпочитает трёхдневные или даже пятидневные туры по Древнему Ангкору, молодёжь же ограничивается одним днём. Протягиваю в окошко две купюры с изображением Гамильтона, и вот уже заветный билет к истокам кхмерской цивилизации у меня в руках.
Дабы не перевирать исторические факты - не буду углубляться в детали моей прогулки по древней реликвии. Моя экскурсия длилась порядка 6 часов, за которые я успел обойти основные достопримечательности комплекса, среди которых: непосредственно сам Ангкор-Ват, Ангкор-Тхом с его главным храмом Байон, храм Прае Хан и ещё несколько менее значимых, но не менее интересных мест. Во избежании лишних затрат на транспорт, я проделал весь маршрут пешком, поймав тук-тук лишь в самом конце экскурсии. Вечер я провёл на уже знакомой мне Pub Street, прогулялся вдоль одноимённой реки Сием Рип и заглянул на местный рынок, именуемый как Old Market. Так прошёл мой второй день в Сием Рипе, а третий должен был стать завершающим, перед отъездом в столицу Камбоджи, город Пномпень.
Я много читал про озеро Тонлесап, на котором расположена плавучая кхмерская деревня. Интерес к озеру, так же подпитывался тем, что по его водам можно сплавиться прямиком до Пномпеня. Столь заманчивая авантюра меня привлекла и следующим утром я решил отправиться на разведку.
Почему бы не устроить себе вело прогулку? Дорога занимает всего-то 10 километров. — Подумал я, увидав пункт проката велосипедов, неподалёку от хостела. И это была фатальная ошибка.
Первые 2-3 километра по асфальтированным городским дорогам дались без труда. Я наслаждался приятным встречным ветром, разглядывал дома вдоль обочины и занятых повседневным бытом кхмеров, солнце ещё не вступило в палящую фазу и находиться под его лучами было вполне комфортно. Потом начался самый настоящий ад. Асфальт кончился, начались колдобины. Проносящиеся мимо автомобили выбрасывали в мою сторону непроглядные клубы пыли и мелкого грунта. Скорость значительно упала. Тут ещё и тропическое солнце начало проявлять свой характер. Дорога заняла у меня час времени. Подобную дистанцию, бегом, я преодолел бы значительно быстрее. Но уж раз «назвался груздем - полезай в кузов».
Вот и озеро, хотя больше это было похоже на болото. Вода цвета «кофе с молоком», пристань, ресторан, туристический офис и куча корейцев с гигантскими фотоаппаратами.
Подхожу к девушке в офисе:
Здравствуйте! Возможно ли добраться на лодке до Пномпеня?
Здравствуйте! В Пномпень ходят пассажирские катера, но только в сезон дождей. Сейчас озеро значительно пересохло и навигация приостановлена до осени.
На столь минорной ноте, я запрыгнул на свою железную клячу и поспешил вернуться в город.
Вечером того же для я посетил салон традиционного кхмерского массажа, который, к слову сказать, был сильно переоценён, поужинал и заскочил в один из офисов торгующих туристическими услугами и трансферами. Выяснилось что автобус до Пномпеня обойдётся всего в 6 долларов, при чём водитель заберёт меня прямо от ворот хостела, что безусловно является плюсом. Такой вариант меня вполне устроил и я отправился собираться в предстоящий путь.
Пномпень. Столица ада
Примерно в полдень автобус въехал в город. Всё вокруг говорит о столичном статусе Пномпеня. Вдалеке маячат стеклянные высотки бизнес центров, плотный трафик, изобилие рекламных билбордов, рабочий день в самом разгаре. Невольно вспоминаю прочитанную книгу шведского журналиста Петера Фрёберга Илдинга «Улыбка Пол Пота», в которой описывались все пережитые Камбоджей, и Пномпенем в частности, ужасы режима Красных Кхмеров. И тут начинается самое интересное - первые впечатления о городе.
Над раскалённым городом навис ореол смога и выхлопных газов.
Дворник сметает песок с тротуара.
Дети гоняют палкой бездомную собаку.
На противоположной стороне припаркована красная Феррари.
Проходит ещё 5 минут.
Памятник револьверу с завязанным дулом.
Бездомная женщина. Абсолютно голая. Отвожу взгляд.
Центральный рынок. Прибыли.
Меня окружают таксисты и водители тук-туков, и чуть ли силой пытаются затащить в свои экипажи. Огрызаюсь на такую дерзость. Мой гестхаус находится всего в километре с небольшим от рыночной площади, поэтому иду по навигатору в смартфоне.
#10 Lakeside Guesthouse – вывеска гласит о том что я прибыл. Подхожу к кхмеру на стойке регистрации. Номер стоит всего 8 долларов, протягиваю 24. Ключ в кармане, поднимаюсь на третий этаж. Комната весьма обшарпана. Есть телевизор, кондиционер, кровать, тумбочка, окно и санузел. Ничего лишнего. Принимаю душ и спускаюсь вниз, в кафе гестхауса.
Изучая ассортимент меню, я невольно услышал русскую речь, доносящуюся из динамика смартфона парня непонятной на вид национальности. Спустя 5 минут раздаётся телефонный звонок и парень начинает разговаривать на каком-то непонятном языке. Мне приносят обед и банку местного холодного пива, краем глаза вижу как парень уже вовсю чешет с работником геста на английском и оба смотрят на меня.
Русский? — парень дружелюбно протягивает руку.
Русский… — растерянно отвечаю на рукопожатие.
Меня Морган зовут. — представляется он.
Не перегрелся ли я? Парень по имени Морган, который разговаривает на нативном русском, чистейшем инглише и ещё каком-то непонятном языке, сидит в местном кафе, ведёт себя как местный и смотрит русский YouTube?
Меня Дима. — представляюсь в ответ.
Я присяду? — показывает на стул напротив.
Ю вэлкам.
В ходе беседы выяснилось, что Морган - это прозвище парня, на самом деле его звали Фёдором. Приехал Фёдор из Кирова 4 дня назад в поисках новой жизни. До этого жил несколько лет на севере Вьетнама и в Китае. На китайском говорит в совершенстве («какой-то непонятный язык»), и много лет работает лингвистом в промышленной сфере. Парень оказался довольно приятным собеседником и мы договорились встретиться в том же месте часов в 7 вечера.
Я отправился на разведку местности. Прочесал окрестности Рыночной площади, но ничего интересного дня себя так и не обнаружил. Какое-то невероятное множество аптек, местные забегаловки, торговые комплексы, бизнес центры и тому подобное. В завершении прогулки я сделал для себя великолепное открытие - в Пномпене огромное множество различных импортных продуктов из Франции по безумно низким ценам. То же касается и алкоголя. Видимо каким-то образом сказывается колониальное прошлое Камбоджи.
Возвращаясь в гестхаус по вечерним улицам, я стал невольным свидетелем всех «прелестей» столичной жизни. Люди спящие прямо на тротуарах прикрывшись газетой, бедняки, штурмующие помойки в поисках съестного и различных «ценностей», девочки лёгкого поведения на вид лет пятнадцати, крысы, грязь и жуткий запах. Всё это присутствует и в других городах стран ЮВА, но масштаб пномпеньской трагедии - колоссален.
Из вечерней беседы с Фёдором, я понял, что ловить то тут особо и нечего. Ничего такого, что могло бы заинтересовать путешественника, а значит мои предположения на счёт столицы Камбоджи не напрасны. Ещё один день и с меня хватит.
На следующий день я посетил один из местных рынков с интересным названием Russian Market, побродил по городу, узнал на счёт билетов до следующего пункта моего путевого листа и вернулся в полюбившееся мне кафе гестхауса. Завтра отправляюсь в Сиануквиль.
Сиануквиль. Другая Камбоджа
Я не имел ни малейшего представления о месте куда направлялся, что придавало ещё большего азарта моему путешествию. Листая книгу «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни, я периодически поглядывал в окно и теребил в руках билет с прописанной от руки стоимостью «6 $».
6:00 утра. Плотный трафик.
Тысячи мотобайков. Сотни автомобилей.
Кругом беспроглядный бетонный лес.
Вывеска Билайн на английском. Интересно… Погружаюсь в книгу.
Скудная зелень. Промзоны.
Выехали из города. Автобус набирает скорость.
Отрываюсь от книги на чтение свежих новостей.
Теракт в Бангкоке.
За окном джунгли. Проскакивают ветхие хижины. Фермы. Посадки драгонфрута.
Один из местных явно с кем-то ругается по телефону.
За окном пальмы. Сиануквиль. Автовокзал.
Вечером ранее, сидя за пивом в кафе геста, я забронировал довольно интересное средство размещения в Сиануквиле - соломенное бунгало Indigo на пляже Otres, куда и направился заплатив таксисту 2 доллара. Впервые за всё путешествие, я не испытал негативных чувств за первые минуты пребывания на новом месте.
Курорт прекрасен. Белоснежный песок, зелёные кокосовые пальмы отбрасывают плотную тень, спокойное чистое море, острова на горизонте, тишина, свежесть, голубое небо, яркое солнце. Идилия. Моё бунгало находится всего в 10 метрах от линии прилива. Из внутреннего убранства: Кровать, москитная сетка, лампочка, розетка, вентилятор и стеллаж для вещей. Настоящий тропический рай в шалаше. Стоимость - 5 долларов в сутки.
Сиануквиль произвёл на меня самое благоприятное впечатление и я задержался здесь на целую неделю. Взял в аренду скутер, исколесил всю округу, посетил 3 наиболее крупных острова, занимался сноркелингом, кормил с рук обезьян, гулял по вечернему городу, отдыхал в пляжных ресторанах. В общем, жил полной курортной жизнью и глазом не успел моргнуть, как неделя подошла к концу и я двинулся в дальнейший путь.
Резюмируя 7 дней проведённых в Сиануквиле, могу сказать следующее: курорт идеально подойдёт любителям уединённого пляжного отдыха. Здесь значительно тише чем на прочих побережьях ЮВА, практически полностью отсутствуют крупные отели, за то в большом количестве присутствуют бунгало различных типов, небольшие гестхаусы, миниотели и виллы. Хорошие условия для занятий спортом, как водным, так и пляжным. Шопинг - слабая сторона Сиануквиля. Из доступных вариантов лишь городской рынок Phsar Leu, Otres Market и всевозможные мелкие магазины. В остальном - Сиануквиль потрясающее место, навсегда оставшееся в моём сердце.
Из Пномпеня в Хошимин
Третья страна на моём маршруте - Вьетнам, добраться до которого бюджетным способом можно разве что из Пномпеня. Поэтому, я вернулся в столицу. По приезду направился в тот самый гестхаус #10 Lakeside Guesthouse, где на неизменном месте за столиком застал Фёдора, который, к слову, успел обзавестись местной девушкой.
Тот вечер мы так и провели в кафе, за холодным пивом и весёлыми беседами, а на утро, я сел в автобус Пномпень - Хошимин и покинул Камбоджу.
Прохождение границы и оформление документов не заняло много времени. Я получил штамп в паспорт, позволяющий находится на территории Вьетнама 14 дней в безвизовом режиме, сделал электронный отпечаток пальцев и сел обратно в автобус.
Хошимин. Любовь с первого взгляда
Это моя не первая поездка во Вьетнам, но в Хошимине побывать пока не доводилось. И надо сказать, этот визит сыграл эпичную роль, ибо я влюбился в южную столицу с первого взгляда. Уют бекпекерских улиц Pham Ngu Lao и Bui Vien, вид на ночной мегаполис с Bitexco Tower, зелёные скверы, красивые рестораны с вкусными блюдами, миллионы ярких огней, миллиарды ревущих двигателей, всё сливается воедино. Одна бесконечная мелодия. Сайгонская опера…
За два дня в Хошимине, я посетил массу интересных мест, побывал во множестве парков, красивых магазинов, музеев, ресторанов и баров. Пробирался сквозь узкие переулки до отказа забитые людьми и мотобайками, гулял по площадям, толкался на рынках и прятался в тени деревьев. Хошимин совершенно не похож на другие Азиатские мегаполисы, это абсолютно другой хаос, покидать который совершенно не хочется. Я ещё ни раз побываю здесь в дальнейшем, а пока, время отправляться в финальный пункт назначения, к друзьям, в деревушку Муйне.
Муйне. Финальная точка
Поездка Хошимин - Муйне открыла для меня новый способ передвижения, безумно комфортный и бюджетный - Sleeper Bus. По сути, это обыкновенный пассажирский автобус, за исключение лишь того, что вместо сидений в салоне установлены лежачие люльки-шезлонги, расположенные в 3 ряда двумя ярусами. Из дополнительных удобств входящих в стоимость билета: Wi-Fi, минеральная вода и одеяла. Билет на ту поездку обошёлся мне всего в 140 тысяч вьетнамских донгов (примерно 6 долларов).
Муйне - небольшая деревушка неподалёку от города Хантхьет, где я так же ещё не бывал, но куда мне предстоит вернутся. Именно в этой деревушке живут мои друзья из России, на встречу к которым я и отправился. Ребята подсказали мне местонахождение довольно приятного гестхауса, прокатили по окрестностям, показали песчаные дюны, гору лежащего Будды, великолепный маяк Ла Ги, пустынный пляж на восточном побережье и рассказали о всех плюсах и минусах жизни на чужбине. Так мы провели 5 дней, после чего, ребята отправились на отдых в Нячанг, а я начал собираться в обратный путь. Моё путешествие подошло к концу.
Дорога домой
Если сборы в обратный путь не навивают меланхоличный лад - значит путешествие удалось. Значит Дима молодец. Значит план «максимум» выполнен. Так было и в этот раз. Тем же автобусом я вернулся в Хошимин, а дальше словно осенние листья на ветру, сумасшедшим калейдоскопом несутся обрывки воспоминаний…
Хошимин. 3 дня.
Утренние зарядки в парке на Pham Ngu Lao. Вечера на Bui Vien. Серп и молот, под ним припаркован Porsche Cayenne. Памятник дедушке Хо. Смех детей. Субботний вечер.
Бангкок. 2 дня.
Вечер. Каосан Роуд. Веселье. Молодёжь. Алкоголь. Музыка. Теракта словно и не бывало. Город в голубых цветах. Подготовка к дню рождения королевы. Выхлопные газы.
6 утра. Дотлевающая Каосан Роуд.
Дворники с мётлами подметают тротуары.
Обхожу лужу чьего-то отторгнутого желудком ужина.
Прыгаю в свободное такси.