Индия бомбей трущобы. Индийские трущобы. Самый нищий район Индии
Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей, благодаря замечательной книге «Шантарам». Мы побывали в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около.
Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление – Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь.
Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу – сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.
Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка – их бесчисленное множество.
Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся – это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно – и улица как общая спальня.
К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.
У всех у них выработана беспрекословная покорность – они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.
Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню.
В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав эту страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья – супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.
В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого, и пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс, и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».
Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус – он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.
Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!
Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.
Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков – два этих совершенно разных мира существуют бок о бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.
Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, – это, что называется, класика жанра.
Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь – жилые «кварталы».
После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы.
К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку.
Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей – те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.
После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея – внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!
Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе.
Что же до общей бедности, то ее основная причина – большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.
Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!
Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни – мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!
И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас!
Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»
Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…
Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»
Вот так!
Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами - показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.
Проститутки в наляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам – боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.
Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры – древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).
Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.
Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.
Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад – в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем – шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов.
Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса – на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).
К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!
В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.
На автобусной станции обычная радушная толпа!
Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии – поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.
А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад – в Бомбей тем же путем.
На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.
Ну и окончание этого необыкновенного дня за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.
Признаюсь, я всеми силами старалась полюбить Мумбаи. Я напрягала волю и извилины, чтобы выискать в нем что-то милое моему сердцу. Но как-то у меня не очень получалось.
Ну вот однажды пошли мы гулять по району, в котором мы остановились - Колабе. Подходит нищенка и просит денег на еду. Мой спутник дал 10 рупий. Нищенка возмутилась и с негодованием сказала: «Почему так мало? - 10 рупий! Дай хотя бы 50!» После этого было принято волевое решение – нищим денег не давать.
Но они не думали останавливаться. Как-то ехали в такси по своим делам. На очередном светофоре тормозим. Однорукая бабуля столетней давности и одноногий безглазый дедуля, издали почуяв запах белого человека, тянут прямо ко мне свои дрожащие руки – то ли к шее, то ли к кошельку. Вы не представляете, как страшно?! После чего было принято очередное волевое решение не открывать окно автомобиля, дабы не нарываться, хоть и жарко было, и кондиционера не было. А эта парочка и потом нас атаковала не раз, видимо, "работали" где-то недалеко от нашего отеля.
Или, бывало, идешь по улице, никого не трогаешь, даже не смотришь ни на кого, фотографируешь и поражаешься всяким странностям и красотам. Вдруг из-за угла – выскакивает шайка детей. Если бы я была мэром Мумбая, то изобрела бы такой знак и повесила его в туристических местах - «Осторожно, дети!» .
Они бегают и подпрыгивают за тобой, клянчат "вандолар", отказ их не смущает, и бегать они совсем не устают. И что с ними делать прикажете – отстреливаться?
Трущобы (бидонвили) Бомбея соседствуют с небоскребами, раскинули свои "щупальца спрута" по всему городу. Бегают нищие сопливые дети, антисанитария полнейшая, нечистоты стекают куда попало.
Дхарави - это самые большие трущобы в центре Бомбея. Вообще то, до недавнего времени это были самые большие трущобы в мире, потом в Азии, но дотошные специалисты выяснили, что сейчас это не так. Но не это важно. В Дхарави на всей территории проживают около 4 (по другим данным 6) миллионов человек (для сравнения, в моем родном городе - Ростове-на-Дону - живет чуть больше миллиона человек).
Здесь есть школы, фабрики, мечети, пекарни, церкви, производства, и, конечно же, огромные помойки. Дома сколочены из чего попало, покрыты чем попало и живет там тоже... кто попало.
Трущобы, каких я в жизни не видала.
Часто в одном доме площадью 10-11 кв.метров живут три поколения, т.е. порядка 8-10 человек. В трущобах есть школы, как частные, так и государственные. В частной школе образование платное, стоит примерно 200 -300 рупий в месяц или 4-6 долларов.
Присмотритесь, в нижнем правом углу деревянная приставная лестница ведет на второй этаж. И еще обратите внимание на спутниковые тарелки...Не могу даже предположить, для чего они там висят. Возможно просто дырки в стене закрывают...
Многие бедняки, которые не в состоянии платить сравнительно небольшие деньги за жилье в Мумбаи, живут на окраинах в нищих трущобах.
Снять комнату вот в таком домике можно за 3-5 долларов в месяц.
Да что там трущобы, у некоторых и таких коробок нет! Сплошь и рядом я видела на улицах, тротуарах и в переулках ряды спящих людей. Кстати, с виду - вполне прилично выглядящих. Постелят газеточку на асфальт, кошелку под голову и спят...
Ночью кажется, что попал в зону боевых действий и все пространство усыпано людьми, не успевшими вовремя укрыться. Приходит утро, и весь этот не успевший найти крышу над головой народ, оживает.
Большая часть населения Мумбаи из касты "неприкасаемых". Неприкасаемые не входят в систему четырёх варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых - чамары (кожевники), дхоби (прачки), далиты. Более подробно в Википедии
Трущобы подходят к самому аэропорту. Несчастные пару метров разделяют взлетно-посадочную полосу от забора.
Вот здесь граница между взлетно-посадочной полосой и трущобами. Мечеть.
А это уже кадры при взлете.
Если коротко, история трущоб такова. До конца 19 века эта территория представляла из себя мангровое болото, на котором жили местные рыбаки. Со временем болото заполнилось кокосовыми листьями, гнилой рыбой ну и просто мусором. Рыбаки лишились своего ремесла в этом районе. Когда это место окончательно стало сушей, сюда двинулись эмигранты. Из штата Гуджарат приехали горшечники, кожевники-мусльмане прибыли из штата Тамилнад, текстильщики из штата Уттар-Прадеш. Самая первая школа в Дхарави была возведена уже в 1924 году.
Внутри трущоб творится самая настоящая жесть, повсюду бегают дети, какие-то животные и кругом кучи мусора. Белый человек, зашедший вглубь этого района, это очень большая редкость, поэтому каждый взрослый или ребенок считает своим долгом поздороваться или просто походить за тобой. Некоторые турагенства предлагают экскурсии в трущобы.
После увиденного, как тут не вспомнить знаменитое "Все познается в сравнении"...И порадуйтесь за себя - как же здорово мы живем!
На примере самых больших трущоб этого города Дхарави. На площади 215 гектаров ютится более миллиона человек (по некоторым данным здесь живет 3 миллиона человек), а также находятся различные социальные учреждения и производства. О том, как течет жизнь в этом районе, рассказывает блогер, недавно побывавший в Мумбаи.
Начнем с самых низов. Беднейшие жители Бомбея живут в палатках. Палатки строят около моря или совсем близко к железным дорогам, там, где нельзя возвести нормальные домики. Здесь же готовят, здесь же выбрасывают мусор и моют посуду.
Жизнь таких палаток недолгая, их сносит ветром, они сгорают, когда жители пытаются согреться холодной ночью.
Местами можно встретить целые кварталы и тряпок, и брезента, и фанеры.
Внутренний дворик в одном из кварталов таких трущоб.
Местные жители.
Несмотря на грязь вокруг, сами жители стараются следить за собой, одежда чистая, все регулярно моются, девушки наряжаются. Встреть их в другом месте, даже не подумаешь, что они могут жить в палатках среди помойки.
Также стараются поддерживать чистоту в самих жилищах и проходах между ними.
Основной тип бомбейских трущоб - это вот такие многоэтажные домики из металлических листов и фанеры. Начинается все с одноэтажных домиков, а потом растет вверх. Я встречал 10-этажные трущобы!
Слева один из кварталов
Разобраться в этих домиках невозможно. Где заканчивается один и начинается другой никто не знает. Конечно, здесь нет никаких адресов и ни на одной карте мира нет этих домов.
Такие трущобы ужасно живописны!
Давайте зайдем внутрь. Узкие проходы, где иногда сложно разминутся двум людям. Солнечный свет сюда почти не попадает. Многочисленные лесенки, которые ведут на верхние этажи.
Вход в одно из жилищ. Жилище здесь - это фактически спальня-гостиная. Едят, готовят, справляют нужду на улице.
Малую нужду справляют где придется
Еще один тип трущоб - вдоль железных дорог.
Строят их в непосредственной близости от железной дороги.
Идет индийский поезд
Жители трущоб разбегаются с рельс. Интересно, ведет ли кто-нибудь статистику, сколько людей погибает тут под колесами поезда?
Рельсы часто используют как единственную дорогу, по которой можно выйти из муравейника трущоб.
На рельсах играют дети
Окраина трущоб и знаменитая большая труба
Смотрите, как уютно!
Один из дворов
Белый дом.
Некоторые трущобы расположились на берегу рек и каналов. В обычных города близость реки или берег моря скорее является плюсом. В Индии все наоборот. В реки сваливают мусор, пляжи используют как большой туалет, так что на берегах живут самые бедные слои общества.
Иногда реки не видно, так как все завалено мусором.
Обратите внимание, что мусор тут выбрасывают прямо из задней двери одного из домов. То есть, люди могли жить на берегу канала, но они решили жить около смердящей помойки.
Это тоже канал, полностью заваленный мусором. Где-то там внизу течет вода… Мусор разлагается и гниет, вонь ужасная.
Но людям нравится!
Вот такой житель. Обезьянка оказалась злой и чуть меня не сожрала!
Давайте заглянем внутрь жилища. Как видите, там очень чисто.
Гостиная
В некоторых домиках располагаются предприятия по пошиву одежды или приготовлению еды. Может быть где-то здесь шьют ваши любимые джинсы!
Сейчас трущобы активно застраиваются. На месте ветхих домиков строят многоэтажные дома, вместо узких проходов делают эстакады. Так что, скоро знаменитые трущобы Бомбея увидеть вы сможете только на стары фотографиях.
Обязательно погуляйте здесь
Не пожалеете.
Я плохого не посоветую.
Завтра Бомбей будет таким!
Публикация 2018-11-02 Понравилось 7 Просмотров 1531
Самый нищий район Индии
Быт трущоб Мумбаи
Азию не зря считают удивительной и необычной частью света, она как будто совсем другой мир, где успешно сосуществуют совершенно неподходящие на первый взгляд вещи. Одно из таких уникальных явлений - трущобы Индии. В том числе из-за них Индия прослыла .
Дети трущоб
Страна контрастов - роскошь и трущобы
Кажется, что Индия, бедная страна, по сравнению с соседями, как трехликий бог, объединяет в себе несколько личностей. Создателю Брахме соответствуют современные центры больших городов, где возвышаются изящные небоскребы из стекла и металла, а жители одеты в современную дорогую одежду. Вишну Хранитель соответствует деревням и курортным областям, где до сих пор большое влияние имеют традиции и исторические обычаи.
Две стороны одной улицы - роскошный район и трущобы
Конечно, отчасти это способ заработка на диковинках для туристов, но отчасти привычный быт индийцев, живущих вдалеке от крупных городов. А разрушитель Шива - это трущобы Индии, где, как и в сакральной сути бога-разрушителя, хаос и деградация оказываются слаженно работающей системой при более подробном изучении.
Трущобы подтверждают миф о самой грязной стране
Самый нищий район Индии
Дхарави - это трущобный район Мумбаи. Кроме того, что Мумбаи - самый густонаселенный город Индии, Дхарави считается самыми крупными трущобами во всей Азии. Здесь живут люди самых разных и . Из 21 миллиона человек, проживающих в Мумбаи, около 13 миллионов, то есть больше половины, ютятся в трущобах, зарабатывая около доллара в день.
К 2050 году в Индии будут проживатиь 1,6 млрд человек
Туристическая популярность пришла к этому уникальному району после успеха фильма «Миллионер из трущоб», который снимался в натуральных декорациях Мумбаи. Но киноуспех трущоб совершенно не значит, что они стали безопасным местом. Все же стоит воздержаться от посещения подобных мест вечером, в одиночестве и с ценными вещами или украшениями на виду.
Быт трущоб Мумбаи
Жилищные условия обитателей трущоб Мумбаи способны ужаснуть обычного европейца. Среднестатистический дом представляет собой крохотную комнату без каких-либо удобств и кухни, где обычно живет не меньше пяти человек. На такой площади находится место только для того, чтобы разложить матрасы для сна, расположить немногочисленные пожитки и телевизор или радиоприемник, который, как ни странно, встречается в таком жилье довольно часто.
Индия считается самой старой цивилизацией мира
Обязательный атрибут каждой трущобной семьи - большая бочка для воды. В трущобах Индии нет водоснабжения для каждого жилья. Да и откуда ему взяться, если хижины строятся самими жильцами из подручных материалов? Поэтому, обитатели трущоб Индии набирают воду впрок на несколько дней в большие пластиковые бочки. Эта вода потом используется для приготовления пищи, мытья посуды и уборки помещения.
В трущобах не бездельничают, каждый чем-то занят
Душевая и туалет зачастую строится в складчину несколькими индийскими семьями. Те, кто побогаче, могут позволить себе один санузел на две-три семьи, остальные довольствуются меньшей приватностью и справляют нужду вместе с пятью-десятью семьями соседей.
35% индийцев живут за чертой бедности. Почти все - в трущобах
Мусор, пищевые отходы и продукты жизнедеятельности выбрасываются прямо на улицу в открытую канализацию или в реку поблизости. Систематический вывоз мусора в трущобах Мумбаи до сих пор не налажен. У туристов складывается впечатление, что в них обитают исключительно неопрятные и «опустившиеся» люди.
Трущобы Индии стали ярче благодаря волонтерам
Это впечатление покинет любого, кто посетит хижину в Мумбаи. Индийцы, даже в таких сложных условиях, тщательно следят за чистотой своего тела и жилища. Удивительно, но как одежда, так и жилище обитателей трущоб всегда чистое и опрятное, у женщин есть и даже несколько золотых .
Упорядоченность индийского «города в городе»
Может показаться, что люди, живущие здесь, бедствуют потому, что ничего не делают. На самом деле это не так, и именно в этот момент приходит понимание внутреннего порядка и организованности трущоб. Здесь работают все, кто может работать. Мужчины трудятся в разнообразных мастерских: разбирают списанные микросхемы и приборы, занимаются изготовлением посуды, инструментов, сортируют мусор и добывают из него металлы. Кстати, шьют одежду, в частности, тоже мужчины.
Обитатели трущоб работают на местных свалках
Женщины занимаются домашним хозяйством или торгуют на местном рынке: следят за детьми, поддерживают чистоту дома, готовят еду, стирают белье и всячески создают уют. В трущобах существует негласное правило, гласящее, что женщины не должны работать в мастерских или на переработке мусора. В трущобах Индии даже есть неофициальные школы, где детей обучают основам грамоты и математики.
Школа - шанс выбраться из трущоб
Индийские бедняки не считают себя нищими
Очевидцы, посещавшие трущобы Индии, отмечают, что, несмотря на поражающую воображение бедность, отсутствие удобств, среднюю продолжительность жизни в 60 лет и дома с картонными стенами, жители трущоб удивительно оптимистичны и дружелюбны.
Индийцы владеют 11% золота мира
Частично причина такого настроя кроется в сплоченности соседей по индийским трущобам. Тесные условия, многолетнее проживание буквально бок о бок и общий санузел, несомненно, сближает. А если рядом есть надежное соседское плечо, на которое можно опереться, поплакать в плохие дни и посмеяться в хорошие - любая беда переносится легче.
Несмотря на нищету, индийцы не поддаются унынию
А частично дело в мироощущении индийцев. Ведь пока над головой есть крыша, в желудке еда, а рядом друзья и близкие - повода для печали нет. Наоборот, нужно веселиться и плясать, потому что будущее неопределенно, и ценить нужно каждый момент настоящего.
Брахма - главный бог индуистской мифологии. Это один из трех богов священной триады. Он является творцом всей Вселенной.
Вишну - в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов, хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный.
Шива - индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Шива призван разрушить старый мир, чтобы наступило его обновление.
О трущобах Индии ходит большое количество самых разнообразных легенд и непроверенных слухов. Внимание широкой общественности к индийским трущобам привлек популярный фильм – «Миллионер из трущоб», в котором рассказывалась история жизни молодого человека, выходца из бидонвилей Мумбаи . Интерес публики тут же подхватили туристические агентства, которые стали предлагать специальные экскурсионные туры по индийским трущобам. Что же такое настоящие трущобы Индии, кто в них живет и как?
Общее определение трущоб и почему жилые районы получают такой статус?
У трущоб есть научное определение: под категорию бидонвиля попадает жилой район с высоким показателем концентрации населения, постройки в котором характеризуются спонтанностью и отсутствием необходимой для проживания инфраструктуры. Чаще всего в трущобах проживают маргиналы и представители криминальных структур. Трущобы – явление, свойственное в основном странам с теплым климатом, так как холодные климатические условия делают невозможным существование человека в условиях бидонвиля.
Жилой массив попадает в категорию трущоб, если в нем отсутствуют следующие условия:
1.
Нет доступа к чистой питьевой воде. Причем учитывается и общее количество воды на каждого жителя.
2.
Рабочей канализации. Общественный туалет на несколько семей считается характеризующим признаком бидонвиля, так как, по мнению экспертов ООН, такой туалет недостаточно соответствует гигиеническим стандартам условий проживания человека.
3.
Жилые комнаты не имеют достаточной площади. В одной комнате не должно жить более 3 человек.
4.
Жилое пространство не должно совмещаться с рабочим помещением.
5.
Жители района должны быть собственниками своего жилья.
Чаще всего трущобы возникают в городах, где уровень жизни большинства населения находится на планке ниже средней, а процесс урбанизации протекает слишком быстро.
Трущобы Мумбаи: особенности и секреты
Трущобы бывшего Бомбея уникальны даже по своему размещению - ведь они находятся вовсе не на отшибе города, а прямо прилегают к его центральным улицам. Разделения между центром и бидонвилями нет никакого: ни решеток, ни стен, ни ограждений иного типа. Внешний периметр трущоб - широкие улицы, зато внутри бидонвиля – настоящий лабиринт из узких улочек и переулков.
Трущобы Индии имеют свою градацию по религиозному признаку: они разделяются на мусульманскую и индуистскую часть, в каждой из них существуют свои традиции и обычаи. В трущобах есть дома, построенные из листов фанеры, железа и прочих подручных материалов, а есть территории, на которых население бидонвиля живет под обычными навесами из ткани.
В самом начале трущоб располагаются различные мастерские и цеха кустарного производства, чуть дальше находятся складские помещения, а вот жилые кварталы «прячутся» в самой глубине бидонвиля. Гиды часто запрещают туристам делать фотографии, однако само население трущоб может охотно позировать на камеру, правда у жителей лучше всего все же спрашивать разрешение на съемку. Конфликты по поводу фотосессий обычно возникают при обращении к женщинам-мусульманкам, поэтому путешественники должны быть осторожны и не проявлять бестактной навязчивости.
Индийские трущобы уникальны тем, что в жилых кварталах бидонвиля отсутствует грязь, мусор и прочие признаки антисанитарии – все внутренние дворики чисто выметены, залиты водой от пыли и имеют достаточно пространства для нужд населения. Во внутренних двориках жители трущоб обычно стирают, занимаются ремонтом транспорта, тут же весело играют дети.
В трущобах Мумбаи проживают отнюдь не бедняки – ведь снять квартиру в бидонвиле на год может не каждый – ее стоимость может составлять около 10 тысяч долларов в год. Такая цена обусловлена близким расположением трущоб к деловому центру Мумбаи. Вырваться из трущобы жителям сложно из-за слишком больших семей, в которых много женщин и детей.
Производство на территории трущоб
На территории индийских трущоб размещается и производство различных товаров и предметов быта. Условия труда в таких мастерских и цехах, размещенных прямо на улицах – жесточайшие. Особенно это касается мастерских по переработке пластика: старый пластик жители бидонвиля ищут на свалках, затем женщины и подростки рассортировывают собранный материал по цвету в отдельные коробки. Рассортированный пластик подвергается мойке и удалению грязи, наклеек и прочих ненужных в дальнейшем процессе элементов. Вся работа проходит прямиком на улицах, под открытым небом. Пластик мельчат вручную, а это довольно тяжелый физический труд и потом уже отправляют на расплавку в большой чан. Неподготовленный человек испытает существенный дискомфорт от запахов, царящих на этом производстве, не говоря уже об общем вреде здоровью от испарений.
Еще более жестокие условия в цехе по утилизации тары из-под различных масел. Запах химикатов буквально висит над улицей и вздохнуть свободно практически невозможно. Люди отмывают тару химикатами голыми руками, без средств защиты и удобных инструментов, а рабочий день в таком цехе в среднем составляет 10 часов.
Более легкие виды производства на территории трущоб это переработка картона, печать по ткани, гончарные мастерские и пекарни, цех по плетению корзин.
Несколько слов об условиях жилья и быта в трущобах Индии
Как уже говорилось выше, жилые районы индийских трущоб отличаются аккуратностью и чистотой. Внутренние дворы довольно просторные, а небольшие комнаты в домах часто имеют обстановку выше среднего класса. В некоторых районах трущоб есть электричество и вода, в некоторых жители обходятся без света и добывают воду самостоятельно. Внутри комнат обязательно есть место для омовения и место для приготовления пищи. Чаще всего в одной комнате живет несколько человек – минимум пять-шесть, но есть и исключения и в сторону увеличения и в сторону уменьшения количества жильцов.
Внутри жилых районов есть школы, причем организованные на достаточно приличном уровне, по европейской системе образования. Правда, располагаются учебные заведения прямиком на улицах трущобы.
Есть в трущобах и улицы магазинов. В лавочках продают продукты местного производства и пищу.
Трущобы Мумбая. Дхарави, видео: